Научная статья Пути формирования коммуникативной культуры и социальной компетентсности педагогов в условиях педагогической мастерской (из опыта работы д/с №5 «Колосок»)


Проценко Татьяна Валерьевна

Методист  Государственного коммунально-казенного предприятия «Детский сад №5 «Колосок» при отделе образования города Степногорска

Проблема формирования коммуникативной культуры и социальной  компетентсности педагогов очевидна и обозначена во многих педагогических коллективах.Поэтому она понятна всем присутствующим   и  материал моего выступления построен на общении с вами, возможно потребуется некоторая ваша помощь…

Коммуникативная культура  и педагогическая этика играют  важную роль  и задают тон взаимоотношениям  во всем коллективе детского сада.Значение  служебной морали  возрастает в нашем коллективе и потому,что  объектом деятельности выступают педагоги,а отношение к ним непосредственно влияет на результат его труда.

Очень важно ,чтобы сам руководитель или (методист в данном случае) должен уделять  внимание  соблюдению правил этикета, помогающие ему продемонстировать   высокий уровень своей коммуникативной культуры и социальной компетентности.

Слайд 2 (стратегия поведения руководителя)

В работе приедрживаюсь линия поведения «Приятно быть важным человеком, но важнее быть приятным! » (пункт 2 «Кодекса профессиональной этики методиста» детского сада №5 «Колосок»)

Руководитель  в данном случае методист выступает в роли «мастера», чего бы этого не касалось,.формирования профессиональных умений и навыков иил установлению доеловых взаитмоотношщений  друг с другом.

 

Я предлагаю  шаги к успеху.

Эти шаги для руковдства, всем кто хочет передать свой опыт другому.Не важно хотите ли вы научить  ребенка дошкольника читать или школьника составлятить и решать задачи  или в данном случае , молодого специталтиста общаться.

Попробуйте закончить мысль.

Слайд 3,4 «Шаги к успеху»

Я делаю….ты… (смотришь)

Я делаю….ты…(помогаешь)

Ты делаешь….(я помогаю)

Ты делаешь, я…(смотрю)

Я демонстирую профессиональный стиль общения,способы разрешения конфликтов,… ты смотришь (учишься)

Я устанавливаю доверительные отношения в коллектве,ты помогаешь (ты проводник, партнер).

Ты выстраиваешь  линию своего поведения в коллективе, я помогаю.(учу выходить из сложившейся ситуации.или напротив , помогаю предупредить конфликт, избежать его)

Ты достойно выходишь из проблемной ситуации, я смотрю на ситуацию со всех сторон.

Важно отметить , что специфика дошкольного образовательного учреждения  состоит в том, что взаимоотношения ,которые в нем культивируются переносятся на детей.

Поэтому осуществляя  функцию руководства  педагогическим коллективом  в первую очередь имеем ввиду ,что именно мы взрослые создаем среду,в которой  дети познают социальную  действительность.

Сегодня к сожалению приходится констатировать тот факт,что коммуникативная культура и  социальная компетентность отдельных педагогов  (молодых специалистов в частности)- это скорее всего не золотой фонд  личности ,  а элементарный недостаток в воспитании.

 

Прежде чем определить пути  и направления работы  по данной проблеме следует сделать первый шаг, а именно выявить культивирующие в саду поведенческие стратегии (иными словами оценить ситуацию «предупрежден значит вооружен»)

Слайд 5  «Методы»

В работе широко используются  методы, позволяющие сохранить благоприятный психологический климат в коллективе и стабильность его  качественного состава на протяжении последних 3 лет.

МКО -метод коллекьтвного обучения (консультации, создание воспитательных ситуаций,семинары-практикумы и др.)

МФС -метод формирования сознания)-беседы,пример «Как организовать беседу с родителями»

МСИ –метод сбора информации (анкетирование педагогов «Руководительглазами педагогов», «Какой вы руководитель». «Взаимоотношение  между педагогами», «Взаимоотношения с родителями».»Карта взаимодействия с детьми»,тесты,опросы)

МС –метод стимулирования (поощрения и наказания)

МСА (метод системного анализа)

Слайд 6 «Анализ типов  поведения педагогов»

Зная, что у каждого педагога жиззненно важные задачи; достижение личных целей  и сохранения хороших взаимоотношений . Их соотношение  и составляет основу  поведенческих стратегий. На первом этапе необходимо выявить  культивирующиеся в саду  поведенческие стратегии.

Всего 30 педагогов

«Черепаха.»  Стратегия «ухода под панцирь»отказ отличных целей и от участия  во взаимоотношениях с окружающими – 4 человека

 

«Акула»- силовая стратегия: цели очень важны,взаимоотношения нет.Таким людям не важно,любят их или нет- 2 человека

 

«Медвежонок»- стратегия сглаживания острых углов.Взаимоотношения важны-цели нет.Хотят,чтобы их принимали и любили ,ради чего часто  жертвуют целями -10 человека

 «Лиса» – стратегия компромисса.Умеренно важны  цели и взаимоотношения.Готовы отказаться от некоторых целей ,чтобы сохранить взаимоотношения.-10 человек

«Сова»      -стратегия открытой и честной конфронтации,ценят цели и взаимоотношения.Открыто предопределяют   позиции  и ищут выход, удовлетворяющий всех участников -4 педагога

 

Слайд 6 «Условия делового сотрудничества»

Слайд 7 «Недоброжелательное партнерство»

Путь первый-  неединственный

«При выборе двух воспитателей на группу учитывается тип поведения каждого. Исключается ставить вместе на группу «акулу» и «черепаху», соседство двух «лис» приветствуется, «медвежонок» и «лиса» удачный подход, «сова и акула» –исключено, исключено  ставить в паре две «совы», две «черепахи» , удачный  подход  «медвежонок» с «медвежонком».

Мониторинг совместимости профессионально-личностных позиций педагогов за последние  3 года  показывает благополучные прогнозы.

Наша цель: не истребить всех акул и не превратить всех в черепах, только потому что с лисами сложно справиться, а мудрости совы не хватит на всех, не избегать конфликтов, а научить предупреждать их и с достоинством выходить из сложившейся конфликтной ситуации.

Иными словами: наша цель создать условия,   в которых будут развиваться такие отношения, которые не влияют  на результативность совместной деятельности всех участников педагогического процесса. .А конфликты- они всегда возникали  в процессе взаимодействия  и общения индивидов между собой, поэтому  они  существуют, столько сколько существует человек.

В работе широко используются  методы, позволяющие сохранить благоприятный психологический климат в коллективе и стабильность его  качественного состава на протяжении последних 3 лет.

Слайд 4 «Методы»

МСИ (метод сбора информации- опросы, анкеты, тесты)

Тесты «Какой вы руководитель?», «Методист глазами педагогов». «Какие взаимоотношения в коллективе» и др. позволили пересмотреть стратегию руководства и определить критерии отношений.

Тест

Проанализируйте  свой круг общения. Согласно древней мудрости ,подлинного  достижение  душевной жизни  других доступно лишь тому   кто, одновременно связан  приятельскими узами  (не должностными, не семейными):например с человеком ровесником, ребенком, человеком по старше, стариком или пожилой женщиной.

Эту простую, но психологически глубокую истину, как ни печально, многим приходится  открывать для себя заново.

Неспособность поддерживать приятельские отношения, например, с подросток или со стариком  говорит  о косности  или узости  вашей настроенности на других., делает вас  не слишком интересным собеседником

 

МФС – Метод формирования сознания (МФС) (беседы, пример)

Молодых специалистов приходится учить элементарному. Например, как организовать  и провести беседу с родителями.

  • Создание условий для эффективной беседы. Следует запомнить имена и отчества родителей и обращаться к ним именно так. «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Д. Карнеги. Мебель желательно располагать так, чтобы соблюдать принцип «на равных», «глаза в глаза», но не близко (1,5 м).
  • Предварительная договорённость о встрече. Какую форму выберите, чтобы пригласить на беседу (устное уведомление, на бланке, официальном или сделанным ребёнком, по телефону: интонация устного приглашения играет важную роль).
  • Подготовка педагога к беседе (результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради, наблюдения, отзывы узких специалистов, медсестры).

 

Как начать беседу с родителями. Встретить, проводить, учитывать возрастные, культурные, национальные особенности  человек, его образовательный уровень

Начать беседу следует с положительных откликов о ребенке. С того, что родителю приятно услышать. Необходимо  присматриваться  к собеседнику, незаметно подстраиваться под его темп речи. Во время диалога применять технологию  обратной связи (повторение и обобщение  сказанного)Это дает возможность понять. Как его  воспринимает собеседник и т.д.Научить не затягивать беседу .останавливать разговор (Эта тема  требует  особого разговора  и внимания, поговорим в следующий раз)

 

Обучение педагогов приемам общения.

Есть приемы , которыми овладеть педагоги должен как можно быстрей, они общедоступны  и не требуют никаких усилий.

Прием первый-  произнесение вслух имени  или имени и отчества собеседника. Это не только  из чувства  вежливости .но .как сказал  американский психолог  Д.Карнеги :»Звучание  собственного  имени для человека- самая приятная мелодия»

Второй прием- контролировать выражение лица. Даже по телефону  интонации звучат приятней , если говорить в улыбке.

Третий прием – комплименты. Их тоже к сожалению нужно учить говорить молодых специалистов. Статистика показывает, что 90% педагогов сада улучшают свою деятельность  если им говоришь комплименты

Четвертый прием  – учить технике  разговора (умеренная жестикуляция, первые и последние слова фразы должны быть позитивно окрашены.Всегда лучше запоминают  начало и конец разговора. Начало создает фон для основной части , а конец- отношение к этому разговору и т.д.

Слайд «Формальные и неформальные стратегии формирования..»

Формальные: педсовет «Анализ взаимодействия педагога с семье», «Демократизаций отношений с воспитанниками и их родителями».

Семинар-практикум  «Как управлять своими эмоциями», консультация «Педагогическая этика. Что это?», «Учимся общаться с детьми» и др.

Неформальные:

Деловая игра  широко используется   в решении данной проблемы. Речь идет о проигрывании ситуаций  в искусственных условиях, имитировании решений и поступков, которые в итоге  позволяют достичь конкретного реального результата.

Имитационные игры – строятся на имитации конкретных событий.

«Войти в группу  в образе заведующей,  методиста». Проследить как меняется внутренний настрой.

Ролевая игра (нацелена на отработку тактики  поведения, действий конкретного лица  в воображаемой ситуации).

«Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к чьему-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку  остался  для него незамеченным. Если не получается, значит у вас слишком  настойчивый, неделикатный  взгляд, а это ограничивает  возможности коммуникации.

Игры «Подарки»

задачи: консолидация группы, формирование  эмоционально-позитивной атмосферы.

«Каждому игроку раздаю  билеты в которых они записывают  качества которые они больше и всего ценят в людях этого никто не видит билеты

сворачиваются трубочкой и перемешиваются. Получивший подарок «про себя»  читает и адресует  тому, кто по его мнению обладают данным качеством.»

Слайд

«Создавайте людям хорошую репутацию и они будут стараться ее оправдать!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *