Научная статья Пути формирования коммуникативной культуры и социальной компетентсности педагогов в условиях педагогической мастерской (из опыта работы д/с №5 «Колосок»)
Проценко Татьяна Валерьевна
Методист Государственного коммунально-казенного предприятия «Детский сад №5 «Колосок» при отделе образования города Степногорска
Проблема формирования коммуникативной культуры и социальной компетентсности педагогов очевидна и обозначена во многих педагогических коллективах.Поэтому она понятна всем присутствующим и материал моего выступления построен на общении с вами, возможно потребуется некоторая ваша помощь…
Коммуникативная культура и педагогическая этика играют важную роль и задают тон взаимоотношениям во всем коллективе детского сада.Значение служебной морали возрастает в нашем коллективе и потому,что объектом деятельности выступают педагоги,а отношение к ним непосредственно влияет на результат его труда.
Очень важно ,чтобы сам руководитель или (методист в данном случае) должен уделять внимание соблюдению правил этикета, помогающие ему продемонстировать высокий уровень своей коммуникативной культуры и социальной компетентности.
Слайд 2 (стратегия поведения руководителя)
В работе приедрживаюсь линия поведения «Приятно быть важным человеком, но важнее быть приятным! » (пункт 2 «Кодекса профессиональной этики методиста» детского сада №5 «Колосок»)
Руководитель в данном случае методист выступает в роли «мастера», чего бы этого не касалось,.формирования профессиональных умений и навыков иил установлению доеловых взаитмоотношщений друг с другом.
Я предлагаю шаги к успеху.
Эти шаги для руковдства, всем кто хочет передать свой опыт другому.Не важно хотите ли вы научить ребенка дошкольника читать или школьника составлятить и решать задачи или в данном случае , молодого специталтиста общаться.
Попробуйте закончить мысль.
Слайд 3,4 «Шаги к успеху»
Я делаю….ты… (смотришь)
Я делаю….ты…(помогаешь)
Ты делаешь….(я помогаю)
Ты делаешь, я…(смотрю)
Я демонстирую профессиональный стиль общения,способы разрешения конфликтов,… ты смотришь (учишься)
Я устанавливаю доверительные отношения в коллектве,ты помогаешь (ты проводник, партнер).
Ты выстраиваешь линию своего поведения в коллективе, я помогаю.(учу выходить из сложившейся ситуации.или напротив , помогаю предупредить конфликт, избежать его)
Ты достойно выходишь из проблемной ситуации, я смотрю на ситуацию со всех сторон.
Важно отметить , что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимоотношения ,которые в нем культивируются переносятся на детей.
Поэтому осуществляя функцию руководства педагогическим коллективом в первую очередь имеем ввиду ,что именно мы взрослые создаем среду,в которой дети познают социальную действительность.
Сегодня к сожалению приходится констатировать тот факт,что коммуникативная культура и социальная компетентность отдельных педагогов (молодых специалистов в частности)- это скорее всего не золотой фонд личности , а элементарный недостаток в воспитании.
Прежде чем определить пути и направления работы по данной проблеме следует сделать первый шаг, а именно выявить культивирующие в саду поведенческие стратегии (иными словами оценить ситуацию «предупрежден значит вооружен»)
Слайд 5 «Методы»
В работе широко используются методы, позволяющие сохранить благоприятный психологический климат в коллективе и стабильность его качественного состава на протяжении последних 3 лет.
МКО -метод коллекьтвного обучения (консультации, создание воспитательных ситуаций,семинары-практикумы и др.)
МФС -метод формирования сознания)-беседы,пример «Как организовать беседу с родителями»
МСИ –метод сбора информации (анкетирование педагогов «Руководительглазами педагогов», «Какой вы руководитель». «Взаимоотношение между педагогами», «Взаимоотношения с родителями».»Карта взаимодействия с детьми»,тесты,опросы)
МС –метод стимулирования (поощрения и наказания)
МСА (метод системного анализа)
Слайд 6 «Анализ типов поведения педагогов»
Зная, что у каждого педагога жиззненно важные задачи; достижение личных целей и сохранения хороших взаимоотношений . Их соотношение и составляет основу поведенческих стратегий. На первом этапе необходимо выявить культивирующиеся в саду поведенческие стратегии.
Всего 30 педагогов
«Черепаха.» Стратегия «ухода под панцирь»отказ отличных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими – 4 человека
«Акула»- силовая стратегия: цели очень важны,взаимоотношения нет.Таким людям не важно,любят их или нет- 2 человека
«Медвежонок»- стратегия сглаживания острых углов.Взаимоотношения важны-цели нет.Хотят,чтобы их принимали и любили ,ради чего часто жертвуют целями -10 человека
«Лиса» – стратегия компромисса.Умеренно важны цели и взаимоотношения.Готовы отказаться от некоторых целей ,чтобы сохранить взаимоотношения.-10 человек
«Сова» -стратегия открытой и честной конфронтации,ценят цели и взаимоотношения.Открыто предопределяют позиции и ищут выход, удовлетворяющий всех участников -4 педагога
Слайд 6 «Условия делового сотрудничества»
Слайд 7 «Недоброжелательное партнерство»
Путь первый- неединственный
«При выборе двух воспитателей на группу учитывается тип поведения каждого. Исключается ставить вместе на группу «акулу» и «черепаху», соседство двух «лис» приветствуется, «медвежонок» и «лиса» удачный подход, «сова и акула» –исключено, исключено ставить в паре две «совы», две «черепахи» , удачный подход «медвежонок» с «медвежонком».
Мониторинг совместимости профессионально-личностных позиций педагогов за последние 3 года показывает благополучные прогнозы.
Наша цель: не истребить всех акул и не превратить всех в черепах, только потому что с лисами сложно справиться, а мудрости совы не хватит на всех, не избегать конфликтов, а научить предупреждать их и с достоинством выходить из сложившейся конфликтной ситуации.
Иными словами: наша цель создать условия, в которых будут развиваться такие отношения, которые не влияют на результативность совместной деятельности всех участников педагогического процесса. .А конфликты- они всегда возникали в процессе взаимодействия и общения индивидов между собой, поэтому они существуют, столько сколько существует человек.
В работе широко используются методы, позволяющие сохранить благоприятный психологический климат в коллективе и стабильность его качественного состава на протяжении последних 3 лет.
Слайд 4 «Методы»
МСИ (метод сбора информации- опросы, анкеты, тесты)
Тесты «Какой вы руководитель?», «Методист глазами педагогов». «Какие взаимоотношения в коллективе» и др. позволили пересмотреть стратегию руководства и определить критерии отношений.
Тест
Проанализируйте свой круг общения. Согласно древней мудрости ,подлинного достижение душевной жизни других доступно лишь тому кто, одновременно связан приятельскими узами (не должностными, не семейными):например с человеком ровесником, ребенком, человеком по старше, стариком или пожилой женщиной.
Эту простую, но психологически глубокую истину, как ни печально, многим приходится открывать для себя заново.
Неспособность поддерживать приятельские отношения, например, с подросток или со стариком говорит о косности или узости вашей настроенности на других., делает вас не слишком интересным собеседником
МФС – Метод формирования сознания (МФС) (беседы, пример)
Молодых специалистов приходится учить элементарному. Например, как организовать и провести беседу с родителями.
- Создание условий для эффективной беседы. Следует запомнить имена и отчества родителей и обращаться к ним именно так. «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Д. Карнеги. Мебель желательно располагать так, чтобы соблюдать принцип «на равных», «глаза в глаза», но не близко (1,5 м).
- Предварительная договорённость о встрече. Какую форму выберите, чтобы пригласить на беседу (устное уведомление, на бланке, официальном или сделанным ребёнком, по телефону: интонация устного приглашения играет важную роль).
- Подготовка педагога к беседе (результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради, наблюдения, отзывы узких специалистов, медсестры).
Как начать беседу с родителями. Встретить, проводить, учитывать возрастные, культурные, национальные особенности человек, его образовательный уровень
Начать беседу следует с положительных откликов о ребенке. С того, что родителю приятно услышать. Необходимо присматриваться к собеседнику, незаметно подстраиваться под его темп речи. Во время диалога применять технологию обратной связи (повторение и обобщение сказанного)Это дает возможность понять. Как его воспринимает собеседник и т.д.Научить не затягивать беседу .останавливать разговор (Эта тема требует особого разговора и внимания, поговорим в следующий раз)
Обучение педагогов приемам общения.
Есть приемы , которыми овладеть педагоги должен как можно быстрей, они общедоступны и не требуют никаких усилий.
Прием первый- произнесение вслух имени или имени и отчества собеседника. Это не только из чувства вежливости .но .как сказал американский психолог Д.Карнеги :»Звучание собственного имени для человека- самая приятная мелодия»
Второй прием- контролировать выражение лица. Даже по телефону интонации звучат приятней , если говорить в улыбке.
Третий прием – комплименты. Их тоже к сожалению нужно учить говорить молодых специалистов. Статистика показывает, что 90% педагогов сада улучшают свою деятельность если им говоришь комплименты
Четвертый прием – учить технике разговора (умеренная жестикуляция, первые и последние слова фразы должны быть позитивно окрашены.Всегда лучше запоминают начало и конец разговора. Начало создает фон для основной части , а конец- отношение к этому разговору и т.д.
Слайд «Формальные и неформальные стратегии формирования..»
Формальные: педсовет «Анализ взаимодействия педагога с семье», «Демократизаций отношений с воспитанниками и их родителями».
Семинар-практикум «Как управлять своими эмоциями», консультация «Педагогическая этика. Что это?», «Учимся общаться с детьми» и др.
Неформальные:
Деловая игра широко используется в решении данной проблемы. Речь идет о проигрывании ситуаций в искусственных условиях, имитировании решений и поступков, которые в итоге позволяют достичь конкретного реального результата.
Имитационные игры – строятся на имитации конкретных событий.
«Войти в группу в образе заведующей, методиста». Проследить как меняется внутренний настрой.
Ролевая игра (нацелена на отработку тактики поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации).
«Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к чьему-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается, значит у вас слишком настойчивый, неделикатный взгляд, а это ограничивает возможности коммуникации.
Игры «Подарки»
задачи: консолидация группы, формирование эмоционально-позитивной атмосферы.
«Каждому игроку раздаю билеты в которых они записывают качества которые они больше и всего ценят в людях этого никто не видит билеты
сворачиваются трубочкой и перемешиваются. Получивший подарок «про себя» читает и адресует тому, кто по его мнению обладают данным качеством.»
Слайд
«Создавайте людям хорошую репутацию и они будут стараться ее оправдать!»