Урок на тему: «Хрящевые рыбы»


Рахметова Алмагуль Булатовна

преподаватель по биологии

школы №4 имени Ю.А. Гагарина г. Атырау

7 –  класс. Биолигия

Тема урока:    Хрящевые рыбы

 

Цель урока:

  1. Создание условий для усвоения обучающимися особенностей строения хрящевых рыб, многообразия хрящевых рыб, особенности их строения,; формирование навыков распознавания отрядов хрящевых рыб, по их отличительным признакам; обеспечение повторения, обобщения и систематизации знаний по теме; создание условий контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;
  2. Формирование умений применения приемов обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
  3. Воспитание активности, организованности, умению взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации учения.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

 

  1. Психологический настрой: Лучики солнца”

Дети представляет себя лучиками солнца. В начале урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

  1. Проверка домашнего задания

Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

 

Рыбы – позвоночные животные , освоившие …. среду обитания. 96% всех рыб обитающих на Земле составляют …. рыбы. Тело рыбы делится на отделы: …, ……., …… отдел. Снаружи кожа рыб покрыта …. Парные плавники …. и … обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, движение вверх и вниз. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …..типа. У рыб имеется…., обеспечивающее движение крови по сосудам, состоит из …. камер: …и…. Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником. Органами размножения рыб являются…. у самок и …..у самцов.

 

         Введение в тему

 

Ребята на прошлом уроке мы узнали два класса рыб. Какие? (костные и хрящевые) Верно! Выберите из перечисленных рыб, относящихся к классу костных. (выбирают) А те, которые остались к какому классу относятся, как вы думаете ? (либо не знают, либо к классу хрящевых). Как вы думаете, какая тема нашего урока?

 

(Хрящевые рыбы). Сформулируйте тему нашего урока. (учитель помогает). Открываем тетради, записываем число, тему урока. ( один из учеников диктует тему урока)

 

А какие задачи стоят перед нами, как вы думаете?

 

Назовите цели (познакомиться с отрядами хрящевых рыб, узнать особенности строения хрящевых рыб, о многообразии видов хрящевых рыб).

 

Откуда мы можем получить эту информацию (возможные ответы: из учебника, ресурсы интернет, рассказ учителя и т.д.)

ІІ. Изучение нового материала.

 

Ребята к классу хрящевых рыб относятся три отряда рыб. Какие? (показываем на оставшиеся надписи рыб).

Записываем в тетрадь схему

Класс Хрящевые рыбы

Отряд Акулы отряд Скаты отряд Химероообразные
1. Рассказ учителя об акулах. Видеоролик(2.30 мин) 

  1. (Картинка ската на экране). Ребята , а как вы думаете это – рыба?

Да ребята, это рыба отряда скатов. Рассказ учителя об особенностях строения и условиях обитания скатов.

  1. (Высвечиваем картинку химеры европейской). А это ребята представитель класса хрящевых рыб, отряд Химерообразных- химера европейская или «морская кошка». Рассказ учителя об отряде Химероообразных.

 

Физкульминутка.     Давайте немного отдохнем.

Следите за проплывающими рыбами и называйте, к какому отряду хрящевых рыб они принадлежат.
ІІІ. Самостоятельная работа

 

А сейчас мы работаем самостоятельно по вариантам. ( учитель делит класс по вариантам). Раздает карточки с заданиями.

Вариант 1

  1. Назовите места обитания акул
  2. Какие виды акул вы знаете.
  3. Какие виды акул являются наиболее опасными для человека.

Вариант 2

  1. Как скаты приспособлены к донному существованию.
  2. Укажите расположение рта, жаберных щелей и глаз у рыб отрядаСкаты
  3. Какие виды скатов вы знаете.

А сейчас выполните взаимопроверку, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте . Если всё правильно ставим отметку «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки –«3», если три ошибки, тогда отметка «2».

Поднимите руки у кого отметка «5»- молодцы!

У кого «4» – подтянись!

У кого « 3»- будь внимательней!
ІV. Тестовое задание «Волна»

 

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;
4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
5) все акулы опасны для людей;
6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9) тело скатов имеет торпедообразную форму;
10) окраска скатов покровительственная.
 

  1. V. Закрепление

 

Для закрепления представления о представителях класса Хрящевых рыб я вам раздам задания. Используя материал учебника, вы должны подписать видовые названия представленных на этой картинке рыб и ответить на поставленный вопрос. Работаем в парах. (учитель раздает листы, контролирует процесс работы).

 

VІ. Домашнее задание: §22

 

VІІ.  Оценивание

VIІІ. Рефлексия. «Дерево моего успеха»

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *