Урок на тему: «Хрящевые рыбы»
Рахметова Алмагуль Булатовна
преподаватель по биологии
школы №4 имени Ю.А. Гагарина г. Атырау
7 – класс. Биолигия
Тема урока: Хрящевые рыбы
Цель урока:
- Создание условий для усвоения обучающимися особенностей строения хрящевых рыб, многообразия хрящевых рыб, особенности их строения,; формирование навыков распознавания отрядов хрящевых рыб, по их отличительным признакам; обеспечение повторения, обобщения и систематизации знаний по теме; создание условий контроля и самоконтроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;
- Формирование умений применения приемов обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
- Воспитание активности, организованности, умению взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации учения.
Ход урока
- Организационный момент
- Психологический настрой: “Лучики солнца”
Дети представляет себя лучиками солнца. В начале урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
- Проверка домашнего задания
Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.
Рыбы – позвоночные животные , освоившие …. среду обитания. 96% всех рыб обитающих на Земле составляют …. рыбы. Тело рыбы делится на отделы: …, ……., …… отдел. Снаружи кожа рыб покрыта …. Парные плавники …. и … обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, движение вверх и вниз. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …..типа. У рыб имеется…., обеспечивающее движение крови по сосудам, состоит из …. камер: …и…. Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником. Органами размножения рыб являются…. у самок и …..у самцов.
Введение в тему
Ребята на прошлом уроке мы узнали два класса рыб. Какие? (костные и хрящевые) Верно! Выберите из перечисленных рыб, относящихся к классу костных. (выбирают) А те, которые остались к какому классу относятся, как вы думаете ? (либо не знают, либо к классу хрящевых). Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Хрящевые рыбы). Сформулируйте тему нашего урока. (учитель помогает). Открываем тетради, записываем число, тему урока. ( один из учеников диктует тему урока)
А какие задачи стоят перед нами, как вы думаете?
Назовите цели (познакомиться с отрядами хрящевых рыб, узнать особенности строения хрящевых рыб, о многообразии видов хрящевых рыб).
Откуда мы можем получить эту информацию (возможные ответы: из учебника, ресурсы интернет, рассказ учителя и т.д.)
ІІ. Изучение нового материала.
Ребята к классу хрящевых рыб относятся три отряда рыб. Какие? (показываем на оставшиеся надписи рыб).
Записываем в тетрадь схему
Класс Хрящевые рыбы
Отряд Акулы отряд Скаты отряд Химероообразные
1. Рассказ учителя об акулах. Видеоролик(2.30 мин)
- (Картинка ската на экране). Ребята , а как вы думаете это – рыба?
Да ребята, это рыба отряда скатов. Рассказ учителя об особенностях строения и условиях обитания скатов.
- (Высвечиваем картинку химеры европейской). А это ребята представитель класса хрящевых рыб, отряд Химерообразных- химера европейская или «морская кошка». Рассказ учителя об отряде Химероообразных.
Физкульминутка. Давайте немного отдохнем.
Следите за проплывающими рыбами и называйте, к какому отряду хрящевых рыб они принадлежат.
ІІІ. Самостоятельная работа
А сейчас мы работаем самостоятельно по вариантам. ( учитель делит класс по вариантам). Раздает карточки с заданиями.
Вариант 1
- Назовите места обитания акул
- Какие виды акул вы знаете.
- Какие виды акул являются наиболее опасными для человека.
Вариант 2
- Как скаты приспособлены к донному существованию.
- Укажите расположение рта, жаберных щелей и глаз у рыб отрядаСкаты
- Какие виды скатов вы знаете.
А сейчас выполните взаимопроверку, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте . Если всё правильно ставим отметку «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки –«3», если три ошибки, тогда отметка «2».
Поднимите руки у кого отметка «5»- молодцы!
У кого «4» – подтянись!
У кого « 3»- будь внимательней!
ІV. Тестовое задание «Волна»
1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;
4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
5) все акулы опасны для людей;
6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9) тело скатов имеет торпедообразную форму;
10) окраска скатов покровительственная.
- V. Закрепление
Для закрепления представления о представителях класса Хрящевых рыб я вам раздам задания. Используя материал учебника, вы должны подписать видовые названия представленных на этой картинке рыб и ответить на поставленный вопрос. Работаем в парах. (учитель раздает листы, контролирует процесс работы).
VІ. Домашнее задание: §22
VІІ. Оценивание
VIІІ. Рефлексия. «Дерево моего успеха»
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.