Научно-исследовательская работа “Цвет и характер человека. «Хромотипы» и психическое здоровье школьников”
ученица 8 класса
КГУ “Средняя школа имени Р.Кошкарбаева с ДМЦ”
Каратальского района Алматинской области
Анастасия Бондарцева,
руководитель научно-исследовательской работы, педагог-психолог
Сагимбаева Алма Еламановна
ВВЕДЕНИЕ
Яркий цвет есть кусочек окружающей природы,
тысячами путей влияющей на человека,
его психологию, думы и творчество.
Академик А. Е. Ферсман
Еще с древнейших времен люди старались изучить язык цветов, и об этом немало сказано в легендах, сказках и мифах. Практически у каждого народа есть своя символика цветов. Каждый человек предпочитает несколько цветов всем остальным оттенкам, в зависимости от использования цвета – в выборе одежды, элементов интерьера и даже автомобиля. Опираясь на это, психологи делают выводы о характере человека, о состоянии его ума и здоровья. И это еще не все о ЦВЕТЕ…
Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме. Об этом говорят такие науки, как психология, физиология, биология.
Узнав интересные факты из истории цветового восприятия, мне захотелось раскрыть эту тему и узнать, как цвета влияют на организм, психику и характер человека, как люди используют знания о цвете, где используют эти знания.
Актуальность проблемы: в ближайшее десятилетие мы, дети, будем определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал – поэтому охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а наше эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, залог эмоциональной стабильности.
Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета, также отвергаемые, способствующие изменить его состояние.
Цель работы: исследовать взаимосвязь между темпераментом и цветовыми предпочтениями человека и показать влияние цвета на характер, эмоциональное состояние и здоровье школьников.
Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования – разные цветовые предпочтения по-разному влияют на характер, поведение и эмоциональное состояние человека.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:
- Изучение теоретических источников по проблеме влияния цвета на человека.
- Исследования зависимости характера, темперамента, эмоционального состояния школьника от цветового предпочтения.
- Осуществление анализа данных, полученных в ходе практического эксперимента.
При написании работы мы опирались на теоретические труды Золотарева Ю.Г., Фрименга Г.Н., Ксавера А., статьи Дядюн. Т.В, Герасименко. Н.В., и др.
Организация и методы исследования состояли из двух этапов: диагностического и аналитического.
Для определения эмоционального состояния использовались стандартизированные и нестандартизированные методики. Из стандартизированных методик нами была использована методика «Цветовой тест», автор Люшер. Нестандартизированные методики – анкета «Эмоциональной стабильности», методика «Цветной мир».
Основные методы – беседа, наблюдение.
Практическая ценность работы – полученные данные могут быть использованы как учениками, так и учителями школы, как рекомендации по установлению более тесных взаимоотношений с учащимися и укреплению их психологического здоровья.
Объекты исследования: цвет и его влияние на характер и психику человека.
Предметом исследования являются литературные источники; символика цвета, значение цвета и его психологическое воздействие на человека.