Научно-исследовательская работа “Цвет и характер человека. «Хромотипы» и психическое здоровье школьников”


ученица 8 класса

КГУ “Средняя школа имени Р.Кошкарбаева с ДМЦ”  

Каратальского  района Алматинской области

Анастасия  Бондарцева,

 руководитель научно-исследовательской работы, педагог-психолог  

Сагимбаева Алма Еламановна

ВВЕДЕНИЕ

 

                                                       Яркий цвет есть кусочек окружающей природы,

                                                        тысячами путей влияющей на человека,

                                                          его психологию, думы и творчество.

                                                                                              Академик  А. Е.  Ферсман

Еще с древнейших времен люди старались изучить язык цветов, и об этом немало сказано в легендах, сказках и мифах. Практически у каждого народа есть своя символика цветов.    Каждый человек предпочитает несколько цветов всем  остальным оттенкам, в зависимости от использования цвета – в выборе   одежды,  элементов интерьера и даже автомобиля. Опираясь на это, психологи делают выводы о характере человека, о состоянии его ума и здоровья.  И это еще не все о ЦВЕТЕ…

Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме. Об этом говорят такие   науки,  как психология, физиология, биология.

Узнав   интересные факты из истории цветового восприятия, мне захотелось раскрыть эту тему и узнать, как цвета влияют на организм,   психику и характер  человека, как люди используют знания о цвете, где используют эти знания.

Актуальность проблемы:    в ближайшее десятилетие мы, дети,  будем определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал  – поэтому охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а наше  эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением,   залог эмоциональной стабильности.

Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал   цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета, также отвергаемые, способствующие изменить его состояние.

Цель работы:   исследовать  взаимосвязь между  темпераментом и цветовыми предпочтениями человека и показать влияние цвета на  характер, эмоциональное состояние и здоровье  школьников.

Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования –  разные цветовые предпочтения по-разному   влияют   на характер,   поведение и     эмоциональное состояние человека.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:

  1. Изучение теоретических источников по проблеме влияния цвета на человека.
  2. Исследования зависимости характера, темперамента,    эмоционального состояния  школьника от цветового предпочтения.
  3. Осуществление анализа данных, полученных в ходе практического эксперимента.

При написании работы мы опирались на теоретические труды Золотарева Ю.Г., Фрименга Г.Н., Ксавера А., статьи Дядюн. Т.В, Герасименко. Н.В., и др.

Организация и методы исследования состояли из двух этапов:  диагностического и аналитического.

Для определения эмоционального состояния использовались стандартизированные и нестандартизированные методики. Из стандартизированных методик нами  была использована  методика «Цветовой тест»,  автор Люшер.  Нестандартизированные методики –   анкета  «Эмоциональной  стабильности»,   методика «Цветной мир».

Основные методы –   беседа,  наблюдение.

Практическая ценность работы – полученные данные могут быть  использованы как учениками, так и учителями  школы, как рекомендации по установлению более тесных взаимоотношений с учащимися  и укреплению их психологического здоровья.

Объекты исследования: цвет  и  его влияние на характер  и психику  человека.

Предметом исследования являются литературные источники; символика цвета, значение цвета  и    его психологическое воздействие     на человека.

Скачать презентацию

Скачать работу полностью

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *