Турнир знатоков русского языка «Самый грамотный» (3-4 классы)


Уразбаева  Гульжиган Адилкановна

учитель русского языка

ГУ «Школа-гимназия № 24 отдела образования акимата города Костаная»

Цели:

  1. Формирование интереса к  русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
  2. Развитие связной речи, внимания, логического мышления, творческого воображения, наблюдательности. Обогащение словарного запаса.
  3. Воспитание конкурентоспособной личности, выявление лучшего знатока русского языка.

 

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, сигнальные карточки с  цифрами от 1 до 5 для участников.

Правила игры.

В 1 туре участвуют  10 учеников. На экране появляются вопросы и  варианты ответов  к ним под цифрами. Через определенное время вы поднимаете карточку с цифрой, под которой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Жюри подсчитывает количество набранных вами баллов, и 4 человека выбывают  в 1 туре.

Во 2 туре участвуют 6 учащихся. После более сложных  заданий выбывают еще 3 участника. Если будет спорная ситуация – задаются дополнительные вопросы до 1 ошибки.

В 3 туре участвуют 3 финалиста, и мы узнаем имя самого лучшего  знатока  русского языка.

1 тур

  1. Найди имя существительное

1)  красивый,  2) мечтать,   3) счастье,  4) летать,  5)счастливый.

  1. Какое слово лишнее?

1) собака,  2) кошка,    3) бежит,   4) верблюд,  5)корова

  1. Где допущена ошибка?

1) девочка Роза,  2) девочка роза,   3) цветок роза,  4) красивая роза,

5) красивая Роза.

  1. Найди ошибку.

1) Закрыл , 2)за  школой,  3) влетел,  4 ) влес,  5) влез.

5.Укажи ошибочное суждение.

1) В слове просьба при произношении происходит озвончение согласного звука.

2) В слове солнце согласный звук  л  является непроизносимым.

3) В слове дочь 3 звука.

4)  В слове сделать произносится звук  с.

5) В слове поход все согласные глухие.

  1. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

1) Грозный,   2) позний,   3) местный,  4)известный,  5) гласный.

  1. Найди правильный перенос.

1) Вь-юга , 2) крыл –ьцо,  3) конь- ки ,  4)  брат-ья,  5) птич-ьи.

  1. В каком слове пропущен ь?

1) Прос..ба,   2) печ..ка,  3) скуч..ный , 4) ноч..ной  5)  оч..ки.

  1. В каком слове разделительный ь?

1) Камень,  2) братья ,  3)  выбрать,  4) льдина ,  5)  тетрадь.

  1. В каком слове разделительный ъ?

1) Бел..ё ,  2) об..езд,   3) здоров..е,  4) скам..я ,  5) в..юга.

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) Город,   2) яблочный,  3) разъезд,  4) шоколад,  5) сладкий.

  1. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) Шар,  2) слон,  3) барабан,   4) заяц , 5) кошка.

  1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) Камень,  2)  телёнок,  3) книга,  4) двор,  5) ручка.

  1. В каком слове все звуки глухие?

1) Земля,  2) сено,   3)печь,  4) карта,   5) река.

  1. В каком слове все звуки мягкие?

1) Майор,   2) ящик,   3) июнь,   4) удача   5)  разлука.

  1. В каком слове вместо многоточия нужно вставить букву ы ?

1) Камыш… ,   2)  ж..раф,   3) ножниц… ,  4) верш…на , 5) мотоц…кл.

  1. Студент позвонил маме:

«Денег осталось очень мало, ну просто кот …».

Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?

1) Намяукал,  2) намурлыкал,  3) насмеялся,   4) наурчал, 5) наплакал.

  1. Какое по счёту место занимает в русском алфавите последняя из согласных букв?

1)  24,      2)  26 ,       3)  27,     4)  29,     5)  30.

19.Укажи существительное мужского рода.

1)  Пюре , 2) повидло,   3) вьюга,   4) ночь ,  5) кофе.

  1. Найди слово с приставкой.

1) Доброта,  2) добежать,   3) домашний,  4) дождь,  5) дружный

2 тур.

  1. Доскажи пословицу.

1) Без труда  ……     2) Поспешишь – ……  3) Не спеши языком,  …..

4) Труд кормит, а ……    5) Век живи, ……        6) Семеро ……. .

  1. Замени одним глаголом.

1) Вставлять палки в колёса  – ….   , 2)зарубить на носу -…. ,3) обвести вокруг пальца -…,  4) класть зубы на полку -…, 5) жить душа в душу-….,

6) повесить голову -…… .

  1. Конкурс «Шифровальшик».

1) тарпа ,  2) ганик ,  3) вонзок,  4) ланпе, 5) ватра, 6) лязем.

4.Образуй существительные.

 

1) Ленивый -….., 2) глупый -…..,  3) сильный -…..,, 4) богатый -….,,,

5) добрый -….,  6) мудрый -….. .

 

  1. о ? а Вставь пропущенные буквы.

 

(индивидуальные карточки)

1.Ан…стасия,ст…ловая,тр…па,б…бры,

т…нцевать,с…сновый,тр…винка, х…ровой,хр…брец, хл…пушка, прош…гал, ст…рожка, спл…шная, вых…д, спр…сил.

 

2. о ? а

 

Ск…листый,т…нул,охр…няет,д…ска,в…лос,

лош…дь,…зеро,стр…на, мур…вьи, хл…потливые,

пов…р, к…тать, зв…нок,  к…ньки, пл…щадка.

 

  1. о ? а Н…талья, п..левая, к…ссир, в…жак, к…ра,зн…чок,пож…лей,сп…сает,кр…савица,

к…лючий, б…льной, выс…хли, ж…ра,

м…хнатый, кр…снеет.

 

  1. о ? а

Сп…сение, м…лчат, дог…дался, по кр…ям,

г…ревать,в…лчата, сл…мался,К…нстантин,

т…щил, к…чать,  б.лезнь, зл…дей,

д…леко, дост…ют, б…евик.

 

  1. о ? а

В…лерия, б…лезнь, х…лода,

м…кушка, ч…совщик, хл…почут,

к…рмушки,ч…родейка, хв…сты, к…вёр,

б…льшой,ус…дил, вр…чи, п…ют,в…лнушки.

 

  1. о ? а

М…лыши, под…рить, ш…рфы, п…ляна,гр…чи, ст…лбы, ск…льзить, р…са, дв…ры, ч…совой, хр…брец, зав…рил, р…дился, г…лодный, бр…дить.

 

      3 тур.

  1. Работа с текстом

 

                               

Радость

Кто чему

Бывает рад?

Рад пч…ле

Цв…тущий сад.

Р…дничку

В пути –

Прохож…й.

Ог…род – лопате.

С…л…вей –

В…сне пригожей.

А л…нтяй –  кр…вати.

1. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

2. Выпиши 5 имен существительных единственного числа, рядом запиши во множественном числе.

3. Запиши предложения, ответив на вопрос: «А чему ты бываешь рад?»

 


Игры  со зрителями.

Игра «Думай быстро»

Мы будем бросать друг другу мяч. Бросишь мяч, скажи слог, например, бук-, тот, к кому прилетит мяч, должен называть второй слог, например –ва, и бросить мяч товарищу. Последний называет слово, новый слог и бросает мяч другому.

Игра «Цепочка».

Ведущий говорит слово и предлагает играющим составить цепочку слов, в которых каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Карта, апельсин, нож…

Загадки.

  1. В темном подвале лежит мокрый теленок. Все время ворочается, а встать не может.
  2. Есть у меня доминка, по краям шерстинка, придет беда – потечет вода.
  3. Все, как у Маши, глаза и ресницы, только не ест каши и не пьет водицы.
  4. Спит или купается – все не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки.
  5. Брошу в речку – не тонет, бью о стенку – не стонет. Стану оземь кидать, будет в небо летать.
  6. Когда ненастье – я гуляю, а в ясный день в углу скучаю.
  7. Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают.
  8. Едет – везет; встанет – сам упадет.
  9. Мясо ест, а сытости не знает.
  10. На синем поле стадо, а пастуха не надо.
  11. И топчут ее, и режут ее, она не сердится, добрей становится.
  12. Еду, еду – следу нету, режу, режу – крови нету, рублю, рублю – щепок нету.
  13. На чужой спине едет, а на своей груз везет.
  14. Что вниз вершиной растет?
  15. В огне не горит, в воде не тонет.

2.Расшифруй  ребусы.

9

Подведение итогов, слово жюри.

Заключительное слово.

– Дорогие  участники, вы все доказали, что  любите русский язык и хорошо его знаете. Вы просто молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед.

Скачать презентацию

Ответы

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *