Турнир знатоков русского языка «Самый грамотный» (3-4 классы)
Уразбаева Гульжиган Адилкановна
учитель русского языка
ГУ «Школа-гимназия № 24 отдела образования акимата города Костаная»
Цели:
- Формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
- Развитие связной речи, внимания, логического мышления, творческого воображения, наблюдательности. Обогащение словарного запаса.
- Воспитание конкурентоспособной личности, выявление лучшего знатока русского языка.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5 для участников.
Правила игры.
В 1 туре участвуют 10 учеников. На экране появляются вопросы и варианты ответов к ним под цифрами. Через определенное время вы поднимаете карточку с цифрой, под которой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Жюри подсчитывает количество набранных вами баллов, и 4 человека выбывают в 1 туре.
Во 2 туре участвуют 6 учащихся. После более сложных заданий выбывают еще 3 участника. Если будет спорная ситуация – задаются дополнительные вопросы до 1 ошибки.
В 3 туре участвуют 3 финалиста, и мы узнаем имя самого лучшего знатока русского языка.
1 тур
- Найди имя существительное
1) красивый, 2) мечтать, 3) счастье, 4) летать, 5)счастливый.
- Какое слово лишнее?
1) собака, 2) кошка, 3) бежит, 4) верблюд, 5)корова
- Где допущена ошибка?
1) девочка Роза, 2) девочка роза, 3) цветок роза, 4) красивая роза,
5) красивая Роза.
- Найди ошибку.
1) Закрыл , 2)за школой, 3) влетел, 4 ) влес, 5) влез.
5.Укажи ошибочное суждение.
1) В слове просьба при произношении происходит озвончение согласного звука.
2) В слове солнце согласный звук л является непроизносимым.
3) В слове дочь 3 звука.
4) В слове сделать произносится звук с.
5) В слове поход все согласные глухие.
- В каком слове пропущена непроизносимая согласная?
1) Грозный, 2) позний, 3) местный, 4)известный, 5) гласный.
- Найди правильный перенос.
1) Вь-юга , 2) крыл –ьцо, 3) конь- ки , 4) брат-ья, 5) птич-ьи.
- В каком слове пропущен ь?
1) Прос..ба, 2) печ..ка, 3) скуч..ный , 4) ноч..ной 5) оч..ки.
- В каком слове разделительный ь?
1) Камень, 2) братья , 3) выбрать, 4) льдина , 5) тетрадь.
- В каком слове разделительный ъ?
1) Бел..ё , 2) об..езд, 3) здоров..е, 4) скам..я , 5) в..юга.
- В каком слове звуков больше, чем букв?
1) Город, 2) яблочный, 3) разъезд, 4) шоколад, 5) сладкий.
- В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) Шар, 2) слон, 3) барабан, 4) заяц , 5) кошка.
- В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) Камень, 2) телёнок, 3) книга, 4) двор, 5) ручка.
- В каком слове все звуки глухие?
1) Земля, 2) сено, 3)печь, 4) карта, 5) река.
- В каком слове все звуки мягкие?
1) Майор, 2) ящик, 3) июнь, 4) удача 5) разлука.
- В каком слове вместо многоточия нужно вставить букву ы ?
1) Камыш… , 2) ж..раф, 3) ножниц… , 4) верш…на , 5) мотоц…кл.
- Студент позвонил маме:
«Денег осталось очень мало, ну просто кот …».
Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
1) Намяукал, 2) намурлыкал, 3) насмеялся, 4) наурчал, 5) наплакал.
- Какое по счёту место занимает в русском алфавите последняя из согласных букв?
1) 24, 2) 26 , 3) 27, 4) 29, 5) 30.
19.Укажи существительное мужского рода.
1) Пюре , 2) повидло, 3) вьюга, 4) ночь , 5) кофе.
- Найди слово с приставкой.
1) Доброта, 2) добежать, 3) домашний, 4) дождь, 5) дружный
2 тур.
- Доскажи пословицу.
1) Без труда …… 2) Поспешишь – …… 3) Не спеши языком, …..
4) Труд кормит, а …… 5) Век живи, …… 6) Семеро ……. .
- Замени одним глаголом.
1) Вставлять палки в колёса – …. , 2)зарубить на носу -…. ,3) обвести вокруг пальца -…, 4) класть зубы на полку -…, 5) жить душа в душу-….,
6) повесить голову -…… .
- Конкурс «Шифровальшик».
1) тарпа , 2) ганик , 3) вонзок, 4) ланпе, 5) ватра, 6) лязем.
4.Образуй существительные.
1) Ленивый -….., 2) глупый -….., 3) сильный -…..,, 4) богатый -….,,,
5) добрый -…., 6) мудрый -….. .
- о ? а Вставь пропущенные буквы.
(индивидуальные карточки)
1.Ан…стасия,ст…ловая,тр…па,б…бры,
т…нцевать,с…сновый,тр…винка, х…ровой,хр…брец, хл…пушка, прош…гал, ст…рожка, спл…шная, вых…д, спр…сил.
2. о ? а
Ск…листый,т…нул,охр…няет,д…ска,в…лос,
лош…дь,…зеро,стр…на, мур…вьи, хл…потливые,
пов…р, к…тать, зв…нок, к…ньки, пл…щадка.
- о ? а Н…талья, п..левая, к…ссир, в…жак, к…ра,зн…чок,пож…лей,сп…сает,кр…савица,
к…лючий, б…льной, выс…хли, ж…ра,
м…хнатый, кр…снеет.
- о ? а
Сп…сение, м…лчат, дог…дался, по кр…ям,
г…ревать,в…лчата, сл…мался,К…нстантин,
т…щил, к…чать, б.лезнь, зл…дей,
д…леко, дост…ют, б…евик.
- о ? а
В…лерия, б…лезнь, х…лода,
м…кушка, ч…совщик, хл…почут,
к…рмушки,ч…родейка, хв…сты, к…вёр,
б…льшой,ус…дил, вр…чи, п…ют,в…лнушки.
- о ? а
М…лыши, под…рить, ш…рфы, п…ляна,гр…чи, ст…лбы, ск…льзить, р…са, дв…ры, ч…совой, хр…брец, зав…рил, р…дился, г…лодный, бр…дить.
3 тур.
- Работа с текстом
Радость Кто чему Бывает рад? Рад пч…ле Цв…тущий сад. Р…дничку В пути – Прохож…й. Ог…род – лопате. С…л…вей – В…сне пригожей. А л…нтяй – кр…вати. |
1. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
2. Выпиши 5 имен существительных единственного числа, рядом запиши во множественном числе. 3. Запиши предложения, ответив на вопрос: «А чему ты бываешь рад?»
|
Игры со зрителями.
Игра «Думай быстро»
Мы будем бросать друг другу мяч. Бросишь мяч, скажи слог, например, бук-, тот, к кому прилетит мяч, должен называть второй слог, например –ва, и бросить мяч товарищу. Последний называет слово, новый слог и бросает мяч другому.
Игра «Цепочка».
Ведущий говорит слово и предлагает играющим составить цепочку слов, в которых каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Карта, апельсин, нож…
Загадки.
- В темном подвале лежит мокрый теленок. Все время ворочается, а встать не может.
- Есть у меня доминка, по краям шерстинка, придет беда – потечет вода.
- Все, как у Маши, глаза и ресницы, только не ест каши и не пьет водицы.
- Спит или купается – все не разувается. День и ночь на ножках красные сапожки.
- Брошу в речку – не тонет, бью о стенку – не стонет. Стану оземь кидать, будет в небо летать.
- Когда ненастье – я гуляю, а в ясный день в углу скучаю.
- Когда он нужен – его выбрасывают, когда не нужен – поднимают.
- Едет – везет; встанет – сам упадет.
- Мясо ест, а сытости не знает.
- На синем поле стадо, а пастуха не надо.
- И топчут ее, и режут ее, она не сердится, добрей становится.
- Еду, еду – следу нету, режу, режу – крови нету, рублю, рублю – щепок нету.
- На чужой спине едет, а на своей груз везет.
- Что вниз вершиной растет?
- В огне не горит, в воде не тонет.
2.Расшифруй ребусы.
Подведение итогов, слово жюри.
Заключительное слово.
– Дорогие участники, вы все доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы просто молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед.
Скачать презентацию
Ответы