Урок по грамоте для 1 класса по теме: «Мягкий знак в середине слова».
КГУ «Средняя школа № 42» г. Петропавловск
учитель начальных классов
Елеусизова Майра Ашимовна
Тема: Мягкий знак в середине слова.
Цель: формирование навыков обозначения мягкости предшествующего
согласного с помощью мягкого знака в середине слова.
Задачи: – совершенствовать умения обозначать на письме мягкий знак
в середине слова;
– развивать навыки выразительного чтения, внимание;
– воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: плакат со словами, картинки со словарными словами, тесты,
кроссворд, мягкий знак.
Ход урока:
- Организационный момент.
– О чем мы говорили на прошлом уроке?
( о ь знаке в конце слова).
– Что вы знаете о Ь знаке?
(буква Ь знак не обозначает звука, она показывает мягкость согласного звука).
– А сейчас послушайте стихотворение о Ь знаке. (с. 87 № 2)
– В каких словах встречается Ь знак?
( нельзя, шесть, есть, пеньки, угольки, банька, писать).
– Вот и сегодня, ребята, мы будем говорить о мягком знаке в середине слова.
- Объяснениенового материала.
1) На доску вывешивается плакат с объяснением мягкого знака
в середине слова.
2) – Прочитайте слова.
– Назовите согласную букву и Ь знак после нее.
Крыльцо, пальто, мальчик, пальцы, коньки, тюльпан.
3) – Составьте слова и прочитайте их.
угол ки огон ки
Ь Ь
пис мо звер ки
- Работа в тетради.
- Записывают число, классная работа.
- Минутка красивого письма.
ь ьв ью ья льк рьк ньк
пальто тюльпан
- Словарная работа
– Сегодня познакомимся с новым словарным словом.
Записывают в словари. Альбом
– Со словом альбом составьте предложение и запишите его
в тетрадь. Мне купили новый альбом.
– В каждом слове поставьте ударение.
- Физминутка.
Это – правая рука, это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
5.Работа по учебнику.
– Чтение рассказа «Сосульки».
– Чтение рассказа учителем.
– Работа по содержанию рассказа.
– О чем говорится в рассказе?
– О чем спросил маленький воробышек капельку?
– А чего боятся капельки?
– Что посоветовал воробышек?
– Что случится, если сосульки будут весной улетать, а не таять?
– А сейчас, ребята, мы прочитаем этот рассказ по ролям.
– Чьи слова даны в рассказе?
- Работа с тестом.
– Учитель называет каждое задание, дети глядя в свои тесты обводят
правильный ответ.
- В каком слове звуков меньше, чем букв?
А) василек,
Б) тюльпан,
В) ландыш.
2) В каом слове есть буква, которая не обозначает звука?
А) лебедь,
Б) скворец,
В) воробей.
3) Найди слово, в котором два слога.
А) бегемот,
Б) заяц,
В) акула.
4) К какой группе слов, относится слово диван?
А) посуда,
Б) овощи,
В) мебель.
5) Какое слово ты вставишь в предложение:
Высоко в небе плыли …
А) облака,
Б) корабль,
В) рыбки.
6) Укажите букву, которой обозначается мягкость согласного
звука.
А) А,
Б) У,
В) И.
Вывешивается ключ к тесту. Дети проверяют и выставляют оценку.
- Работа с кроссвордом.
– Отгадайте кроссворд, а ответы запишем в тетради и на доске,
деля их на слоги и ставя ударение.
- Мелкая рыба. (килька)
- Дорога для проезда трамвая. (рельсы)
- Танец. (полька)
- Часть руки. (пальцы)
- Одежда. (пальто)
Киль-ка, рель-сы, поль-ка, паль-цы, паль-то
- Работа над деформированным текстом.
Коньки, Миша, купил, папа
(Папа купил Мише письмо.)
Написал, мама, письмо, мальчик.
(Мальчик написал маме письмо.)
Саша, пальто, сшил, портной.
(Портной сшил Саше пальто.)
– Составленные предложения записывают в тетрадь, коментируя
с места.
- Итог урока.
– О чем мы говорили на уроке?
– Приведите пример, когда Ь знак в середине слова.
1) Загадка: Мягкий голос, мягкий шаг,
Это буква … (Ь).
– Какую букву нельзя произнести?
2) Спрячь в середину слова Ь знак с помощью слога – ки.
День-ки, нень-…, уголь-…, окунь-…, зверь-…, огонь-…