«Птицы, приносящие счастье» (Материал для урока познание мира)


КГУ «Средняя школа № 42» г. Петропавловск

 учитель начальных классов

Елеусизова Майра Ашимовна

           Скачать материалы

   Их любят все. Знаменитый натуралист средневековья Конрад Геснер «научно

        обосновал» эту любовь тем, что у аистов «природный ум и благоразумие, чувство

        справедливости и благодарности, умеренность и естественное расположение к другим птицам». В народе же просто считали, что аист приносит счастье. И детишек он приносит в клюве. Так, во всяком случае, объясняли малышам их собственное происхождение.

            С аистами связаны и другие легенды. Например, существует поверье, что они

        выбрасывают из гнезда чужого птенца. Да, иногда выбрасывают. Но только не чужого

        (чужих у аистов в гнезде быть не может), а собственного. В том случае, если взрослые

       птицы убедятся, что птенец болен, уже не жилец и может заразить других птенцов.

       Тогда родители избавляются от него. И это лишь подтверждает, что они не жестокие,

       а благоразумные и хорошие родители. Они оба по очереди (самка – днем, самец – ночью) насиживают яйца. Потом так же дружно заботятся о птенцах – поят их,

       принося воду в клювах, во время жары устраивают им еще и душ, поливая водой.

       Папаша иногда часами стоит неподвижно над гнездом. И  конечно же, кормят их до

       отвала. А это занятие нелегкое. Прожорливые  аистята постоянно требуют еды, и родители от зари до зари таскают им корм.

Новый рисунок

           Кормятся аисты моллюсками, рыбами, ящерицами, лягушками, грызунами, а также

различными насекомыми.

Гнезда устраивают аисты обычно на деревьях. Селятся и на крыше дома – близость

человека их не смущает. Гнезда обычно большие, используют их птицы из года в год,

периодически подновляя и ремонтируя.

Аисты – птицы молчаливые, почти не способные издавать звуки. Но без «языка»

не проживешь. Как, например, сказать другому аисту, что место занято и чтоб он

убирался подобру-поздорову? Да и с детишками надо поговорить. Аисты нашли выход: постукивая одной половинкой клюва о другую, они издают самые разнообразные звуки – звонкие и глухие, грозные и лирические. Даже детишки, едва

появившись на свет, начинают что-то «лопотать», постукивая клювиками. И понимают

друг друга. Правда, только птицы одного вида. Черный аист, например, не поймет

белого, о котором и шла до сих пор речь.

Белый аист – крупная птица, весом до четырех килограммов. Размах крыльев

метра полтора – два.

Черный аист меньше белого (до трех килограммов весом), живет в лесу, в горах

и многим отличается от своего белого собрата. Черные  аисты обладают голосом.

Гнездо у черного аиста тоже иное. У белого эдакое  нагромождение веток и палок,

а у черного оно сделано из толстых сучьев, скреплено и сцементировано землей и   глиной, имеет почти правильную полушаровидную форму. В этом гнезде самец и самка по очереди насиживают от трех до пяти яиц и заботливо ухаживают за совершенно беспомощными птенцами. Десять дней аистята лежат, не в силах даже

подняться, потом садятся и лишь дней через тридцать пять – сорок начинают

становится на ноги и быстро толстеть. Конечно, толстое дитя – радость папы и мамы.

Но самому дитяти такой вес не очень-то полезен. И, будто понимая это, родители

Начинают урезать дневные порции птенцам. «Диета» помогает – птенцы худеют,

Крепнут и вскоре вылетают из гнезда.

Во время дальних перелетов у аистов время от времени меняется положение шеи

и ног, а крыльями они машут то быстрее, то медленнее. Объяснение этому найти не могли, но вот несколько лет назад аистам прилепили на грудь миниатюрные датчики.

Новый рисунок (10)

И тогда выяснилось: птицы спят в полете! Но спят не совсем обычно – слух не отключается, даже, наоборот, значительно обостряется. И спящий аист слышит короткие щелчки-сигналы, которые подают ему летящие впереди птицы. Сигналы помогают придерживаться во сне нужной высоты и направления, делать необходимое

количество взмахов крыльями. Сон продолжается минут десять – пятнадцать, этого

птице достаточно, чтоб отдохнуть. Проснувшись, аист перемещается вперед или

назад, уступая «спальное место» в середине каравана другой птице.

Возможно, у аистов еще есть удивительные тайны, которые они откроют людям. Если, конечно, люди помогут им уцелеть на Земле: ведь аистов становится все меньше и меньше. Сейчас белых аистов, как считают ученые, на нашей планете осталось всего несколько тысяч. А черных гораздо меньше, они занесены в Красную книгу.

На земном шаре осталось примерно тысяча или, может быть, немного больше этих птиц. И ученые принимают срочные меры, чтоб прекрасная, как и все аисты, птица

Не исчезла окончательно с лица нашей планеты.

Новый рисунок (11)

«Люди, заметив в гнезде аиста, думают, что это самка, поскольку у людей забота о детях — удел материнства. Но это обычно самец: самка высиживает только ночью. Главное в заключении браков у аистов не верность, а просто тот факт, что первую самку, которая ответит на приветствие, самец принимает как жену. Если бы он ждал прежнюю свою подругу, которая на длинном пути из Африки может погибнуть, то и гнездования могло бы не быть. Случается, что к старому гнезду возвращается прошлогодняя самка, и если в гнезде уже есть новая, то между ними начинается борьба, на которую безучастно смотрит самец. Победившая остается насиживать птенцов» (3 денек Веселовский).

Новый рисунок (12)

Самцы аистов на гнездовьях появляются на несколько дней раньше самок. Очень спешат, по 200 километров пролетают за сутки!

Где-нибудь в заболоченной лощине, в долине реки на дереве — гнезда аистов. Даже на столбе, на стоге сена в уединенной луговине, на развалинах старой башни или на крыше хаты. Если гнездо уцелело в зимнее ненастье и никем не занято, аист деловито осмотрит свое вновь обретенное хозяйство. Тут и там подправит вывалившиеся ветки. Потом, тыча клювом, лоток гнезда разворошит, взобьет, словно слежавшуюся перину, выбросит лишние ветки из лотка, чтобы сверху образовалась нужная ямка.

Из года в год и с каждым летом растет гнездо в объеме и весе. Старые гнезда аистов — сооружения немалые, весят центнеры. В таком гнезде даже квартирантам хватает места: воробьи, скворцы, трясогузки, а кое-где и сойки поселяются семействами в «куче хвороста», сложенной аистами на деревьях или крышах.

Приглашение к гнезду совершается в характерной позе. Аист стоит в гнезде и, запрокинув шею назад, так что затылок на спине, трещит, постукивая верхней половиной клюва о нижнюю, надклювьем о под-клювье. Звук получается особенно звонким оттого, что аист втягивает язык в гортань, освобождая полость клюва для лучшего резонансного эффекта. «Аплодируют» клювом многие аисты. Даже

птенцы, недавно рожденные, едва обсохнув, уже запрокидывают головы назад и кляцают клювами.

«Но звука не получается никакого: еще слишком мягкие клювы…

Впечатление такое, что они и в яйце бы кляцали, будь там больше места» (Оскар и Магдалена Хейнрот).

Когда другой аист-самец подлетит к гнезду или только в небе будет замечен, встревоженный домовладелец тоже трещит клювом, но уже с угрозой. Поза у него теперь иная: тело и шея вытянуты горизонтально, а крылья трепещут вниз и вверх.

Если угроза не принята во внимание, с хлопаньем крыльев кидается аист на пришельца и бьет клювом. Часто беспокоят старых аистов молодые, двухлетние: сами строить гнезд не хотят, а норовят захватить чужое. Пустое их тоже почему-то не устраивает. Размножаться им еще рано, созревают для этого в три-четыре года. Так что нападения — лишь проба сил и отработка боевых приемов.

В свадебных церемониях, когда самка явится, есть и ритуал «дуэтного» кляцанья: бок о бок стоят, шеи и клювы вытянуты вверх.

Придет пора яйца насиживать, птица, которая заступает смену, заявляет об этом, полуприсев на краю гнезда с опущенными вниз крыльями. А сменяемая приветствует ее позой приглашения к гнезду, а потом, при непосредственной встрече, в галантном полупоклоне с полураскинутыми крыльями. Все это сопровождается, конечно, кляцаньем.

Такой разговор у белых аистов. Так понимают они эмоции и намерения друг друга.

Два-пять, редко одно или семь белых яиц появляются в гнезде с промежутками дня в два. 33 дня их насиживают, самка обычно по ночам, затем птенцы проклевываются.

Кормят их первое время в основном дождевыми червями. Склонившись над гнездом, выбрасывают из глотки добычу. Птенцы ловят ее на лету или собирают на дне гнезда. Когда подрастут, хватают прямо из клюва.

В жаркий день, когда дети аистов изнывают от зноя, родители поят их водой, принесенной в клюве, и даже устраивают освежающий душ, поливая из клюва. Но только о здоровых, крепких птенцах они заботятся так нежно. Слабых, больных, «завшивленных», зараженных паразитами, выбрасывают из гнезда.

Дни бегут, молодые аисты растут. Семь недель прошло. Первая проба крыльев: прыжки вверх навстречу ветру, и приземление с хлопаньем в гнездо.

Два месяца позади. Первый тренировочный облет местности. Конечно, под наблюдением родителей. Круги в поднебесье, планирование вниз, набор высоты на восходящих токах нагретого воздуха: уроки пилотажа, тренировка, приобретение опыта в новой стихии, открывшейся двухмесячным новичкам.

Ночуют они еще в гнезде. Но скоро навсегда расстанутся с ним. До двадцатого примерно августа молодые аисты с родителями еще вышагивают по луговинам, кормятся. Обычно они с матерью, отец тоже невдалеке, но предпочитает в задумчивости бродить один или стоять в позе философа, утомленного невеселыми мыслями о бренности мира сего. Возможно, и скорое расставание печалит его.

(Это, конечно, шутка. «Ведь аисты не думают», — скажет каждый, кто хоть краем уха слышал о гибельной опасности впасть в ненаучный «антропоморфизм».)

А разлука близка. В конце августа улетают молодые аисты зимовать в Африку. Обычно одни, без взрослых, наделенные лишь юношеским легкомыслием, грузом, как известно, легковесным. Но инстинкт не оставит их, поведет и укажет путь.

Взрослые аисты полетят за ними позднее, в сентябре. Пока они еще вместе бродят по нашим увядающим уже луговинам, посмотрим, какую дань с земли собирают аисты, что они едят.

Пища аистов: черви, особенно весной, насекомые, рыба, в основном больная и дохлая или та, которую легко поймать на пересыхающих летом поймах, амфибии, рептилии, мелкие млекопитающие, малые птицы (очень редко!).

Из насекомых на первом месте саранча и кузнечики, майские жуки, даже медведки.

Саранча в жизни аистов много значит. И у нас по тысяче в день поедают они разных прямокрылых, а в Африке, на зимовках, прямо-таки пасутся аисты на атакованных «седьмой казнью египетской» саваннах и степях. Даже в воздухе, врезаясь в саранчовые стаи, ловят вредоносных насекомых! Называют здесь аиста, гостя с севера, «саранчовой птицей», «пожирателем саранчи». Звание в Африке весьма почетное…

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *