Ознакомление с окружающим «На просторах великой страны»
Лихтенвальд Лариса Владимировна
воспитатель
КГУ « Комплекс школа-детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» акимата г.Усть-Каменогорска
Скачать материалы
Область Познание. Социум
Подобласть: Ознакомление с окружающим
Тема организованной учебной деятельности «На просторах великой страны »
Форма проведения ОУД: игровая
Цель: Иметь представление о Республике Казахстан и подготовки страны к предстоящему празднику 25 лет независимости. Уметь работать с картой: находить на ней Казахстан и его города: называть соседние государства, определяя их по национальным флагам; показать границу Казахстана и уметь объяснить, что это такое.
Уметь самостоятельно находить конструктивные решения, используя свой опыт и знания при подготовке к проектно деятельности. Могут составить модель будущей книги и предлагают самостоятельно её содержание. Уметь прогнозировать и регулировать свою деятельность. Проявлять внимание и познавательный интерес, продуктивно – творческое воображение и критическое мышление.
Иметь представление о способах поиска и передачи информации. Легко вступают в коммуникативное общение, владеют навыками диалогической речи, и следуют правилам этикета. Проявлять любознательность и интерес к окружающему, своей Родине Казахстан. Активизировать лексический словарь детей по теме «Казахстан»: флаг, герб, символы, столица, Родина, свобода, независимость.
Знакомство с новыми словами: курьер, энциклопедия.
Оборудование: Карта Казахстана с наклеенными значками возле городов (полезные ископаемые, продукт труда и.т.д) Посылка с обложкой о Казахстане. Телефон. Запись «телефонного разговора» с типографией. Листы бумаги, фломастеры, мольберты.
Предварительная работа: Экскурсия в типографию, знакомство с работой редактора и процесса изготовления книги.
Ситуация успеха: Узнать о какой стране говорится в стихотворении.
Проблемная ситуация: Получить посылку из типографии и придумать модель будущей книги о Казахстане.
Ход занятия: Предлагаю вспомнить ребятам на какую экскурсию мы ходили вчера. Что такое типография? Для чего нужна типография? Люди каких профессий работают в типографии? Что мы смотрели и узнали нового. Беседа с детьми о посещении типографии. Вам понравилось экскурсия? Размышления и ответы детей.
– Вы знаете, ребята я внимательно прочитала газеты, которые нам подарили в типографии, и увидела замечательное стихотворение и предлагаю вам его послушать.
Педагог читает стихотворение:
Ты даришь всем любовь и свет,
Любовь и радость много лет.
Страна угля, страна металла,
И нефти, газа и урана.
Страна степей, равнин и гор.
Прозрачных рек, больших озёр.
Ты хлебосольная страна!
Ты многим людям кров дала.
Живёт здесь русский и казах,
Узбек, татарин и поляк.
Уйгур, кореец, белорус.
Живут без войн, без ссор, без бед,
В согласье, мире – много лет!
– Ребята, скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом стихотворении? А что такое Казахстан? – Стихотворение так и называется: «Мой любимый Казахстан» – К какому празднику готовятся сейчас все жители нашей страны? (дети отвечают на вопросы) – Что делают люди для подготовки к этому празднику?
Мы встречаем светлый праздник
Все об этом знать должны.
Всюду, разноцветье флагов.
День рожденья у страны!
Украшают улицы, готовят подарки, делают добрые дела и трудятся. Где трудятся? В городах и сёлах. Где мы можем увидеть и рассмотреть эти города и сёла?
– На карате. Рассматриваем карту Казахстана.
– Что мы видим на карте? Какие города в Казахстане вы знаете
Дети называют, читают город и что он производит, ориентируясь на значок – картинку возле города.
– Каждый город старается прославить нашу Родину своим трудом .
Казахстан
Посмотри, мой джолдас, посмотри,
Перед хозяевами сполна
В чистом пламени ясной зари,
Все богатства раскрыла она!
Каратау дает свинец,
Кокшетау гонит овец.
Тянет с золотом руки Алтай,
Медь обильно дает Кор – Сакпай.
Белый хлопок дарит Шымкент.
Предлагает руно Жаркент.
Золотые, как в сказке, хлеба
Для народа растит Актюба…
Дни и ночи грузит поезда
Черным золотом Караганда.
В Эмбе вышки гордо стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Кармакчинской степи зреет рис,
В Алатау сады поднялись,
А в садах , слаще сна и мечты,
Спеют яблоки Алматы.
Жамбыл Жабаев.
– Что это за красная линия? Граница. Что такое граница?
– Казахстан наш общий и родной дом, а у каждого дома есть свои стены. Граница – это наши стены. Какие соседи рядом с Казахстаном? Дети называют, находят на карте, показывают флаги соседних государств.
– Как вы думаете, какие отношения у Казахстана с соседними странами?
– Это наши друзья и мы всегда готовы помочь им в трудную минуту и протянуть «руку помощи» – Как можно, одним словом назвать всех жителей Казахстана? – Казахстанцы.
Мы дружной семьёй живем в Казахстане
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов.
Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дружба народов — бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.
– Теперь мы с вами очень много знаем о Казахстане. Верно?
– Назовите мне тогда, сколько всего городов в Казахстане? А кто из великих людей Казахстана прославил его в стихах, песнях и своих делах? Может вы тогда мне назвать музыкальные инструменты Казахстана и его великих композиторов? Национальные блюда Казахского народа? Почему вы молчите? Почему мы не знаем? Где можно это всё узнать? Где прочитать? У нас в группе есть такая книга? ( звонок на телефон).
– Извините, пожалуйста, я отвечу. Беру трубку.
– Да, это детский сад. Дети, дети рядом.
– Ребята, а этот звонок к вам, я сейчас включу громкую связь, послушайте.
– Сәлеметсіз дерме балалар! Это вас беспокоят из типографии. Наше издательство готовит большой проект, к празднику Независимости Казахстана. Мы приглашаем вас к сотрудничеству. Наш курьер сейчас доставит вам посылку в детский сад.
– А кто такой курьер? Это профессия человека, который разносит важные пи, посылки и документы. Давайте ещё раз повторим – курьер.
– Интересно, что нам принесёт курьер, наверно, что то важное? Как вы думаете? (размышления детей)
Стук в дверь, приносят посылку. Рассматриваем посылку, раскрываем её. Достаём из коробки обложку от книги.
Что это? Просто обложка, что не хватает? Как это получилось, что произошло? Размышления детей (забыли, перепутали и.т.д.)
– Как быть, как узнать в чём тут дело? Выясняем, что надо перезвонить в редакцию.
– Мы предлагаем вам самостоятельно создать книгу о нашей Родине, и дарим вам обложку будущей книги. Когда книга будет готова, мы поможем вам растиражировать её на многие экземпляры, и вы будите дарить эту книгу другим детям, чтоб они изучали по ней наш Казахстан. До встречи в редакции.
– Вот так дела. Что будем делать? Мы готовы с вами к созданию книги о Казахстане? Предложения детей.
– Название книги есть, и обложка тоже есть. Какой материал поместим в книгу
С чего начнём нашу книгу? Я предлагаю вам сегодня стать редакторами. Для этого вам надо разделиться на три группы. Ваша задача: подумать, обсудить и договориться между собой, о чём будет наша книга. А эскизы будущего материала зарисовывайте на листочках (замоделировать, сделать модель книги)
– Разрешите мне тоже с вами поучаствовать в вашей работе, я буду редактор – консультант, ко мне можно обращаться по непонятным для вас вопросам, консультироваться. В конце этой работы мы выслушаем мнение каждой группы и решим, окончательно, какой материал войдёт в книгу. Каждая группа начинает высказывать своё мнение со слов: мы считаем, что в книге надо рассказать о..
После обсуждения и моделирования, каждая группа выстраивает карточки в определенной последовательности и объясняет.
– Ребята, посмотрите внимательно на все ваши предложения и подумайте, есть ли общие мнения по разделам нашей книги?
Собираем листочки с одинаковыми рисунками – разделами, выставляем в последовательности, ещё раз все перечисляем, выставляем и те, которые не повторяются. Это модель нашей будущей книги.
Выясняем, что в книге хочется рассказать о многом, а когда много разделов в книге, то это уже энциклопедия.
– Отлично, с разделами и содержанием книги – энциклопедии мы определились, что теперь будем делать дальше? Где будем брать материал для книги? Кто нам поможет в поисках материала?
Выясняем, что надо найти материал совместно с родителями, прочитать и изучить его, переработать, оформить красиво и принести в детский сад.
– Информацию, из какого раздела вы бы хотели приготовить? Принять это решение вы можете самостоятельно или обсудить с родителями. Дети выбирают картинку или пока размышляют. Мы этот план – макет нашей книги поставим в приёмную.
Нимало не свете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Но дорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь и силы!
Ведь здесь проживает особый народ-
С открытой и щедрой душою
И в дни изобилья, и в годы невзгод
Мы вместе, мы рядом с тобою.
Мне дорог воздух вольных степей
Как символ свободы пьянящей!
Ты стал независим, мой Казахстан,
Как в небе орел парящий!
Так пусть твой богатый и гордый народ
Не знает ни войн, ни напастей!
Пусть в мире, согласье и дружбе живет
И каждый пусть будет счастлив! !
Всем вам, большое спасибо, за плодотворную работу! У нас с вами ожидается много работы, ведь праздник приближается.
Думайте и размышляйте, удачи вам.