Статья “Организация и воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой оккупационной терапии”
Лихтенвальд Лариса Владимировна
воспитатель
КГУ « Комплекс школа-детский сад № 62 для детей с нарушениями речи» акимата г.Усть-Каменогорска
На дошкольные учреждения в современных условиях возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни новое поколение людей – разумных, творческих, деятельных, эрудированных, компетентных, развивающих себя и мир. Надо приложить много усилий и упорного труда, чтобы вывести на жизненную дорогу ребёнка. Задача трудная, но выполнимая.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка, где он начинает осваивать окружающий мир вещей, отношения между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых – и в этом ему помогает – игра. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр. Играя, ребёнок начинает организовывать свою деятельность без подсказки взрослого, становится более любознательным и самостоятельным.
Психологи и педагоги высоко оценивают воспитательную роль игры.
А.С Макаренко говорил: «Каков ребёнок в игре таков он будет в работе, когда вырастет. Игра – для них учёба и труд. Игра для них форма воспитания».
Игра – это основной вид деятельности детей, где решаются задачи нравственного, умственного и речевого развития, создаются условия для формирования личности ребёнка и навыков общения.
Как показывает опыт, именно игра создаёт оптимальные условия для решения всех поставленных перед нами задач.
В современном мире неуклонно растёт число детей, у которых наблюдается недостаточность концентрации внимания и памяти, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем мире, нарушения в поведении, аутизм. У таких детей наблюдается низкая умственная работоспособность, дефицит внимания. Замедлен процесс приёма и переработки сенсорной и речевой информации. Такие дети трудны в общении, неуравновешенны, раздражительны, неусидчивы, иногда агрессивны по отношению к сверстникам и окружающим. Не могут организовать сюжетной ролевой игры. Такие дети имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной помощи.
Совокупность выше изложенных проблем и многолетний стаж работы с детьми данной категории, а также желание помочь коллегам в деле подготовки воспитанников к школьному обучению, подвели к разработке и созданию игровой оккупационной терапии. Которая предусматривает выполнение детьми ряда игровых заданий в течении всего дня.
Непременными условиями успешного, полноценного развития личности дошкольника является овладение им знаниями, умениями, навыками, практическими действиями, а также успешная социальная адаптация. Формирование практических умений социальная адаптация, становление коммуникативных умений осуществляется, прежде всего, в рамках вне учебной деятельности.
Надо приложить много усилий и упорного труда, чтобы вывести на жизненную дорогу ребёнка. Задача трудная, но выполнимая. Средством, способным помочь в решении этих задач является игровая оккупационная терапия.
ИГРОВАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ:
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В последнее время широкое распространение получает такой новейший метод, как оккупационная терапия. Этот термин происходит от английского – ccupatinal therapy – лечение трудом и занятием, так называемая трудотерапия, которая способствует физическому и интеллектуальному развитию. Это понятие ввёл канадский учёный психотерапевт Ганс Селье в 1974 году.
Наряду с ней существует близкая ей по виду – социотерапия. Это, прежде всего, различные виды деятельности, рассчитанные на свободное время, где ставится цель ликвидировать пассивность человека. Объединив трудотерапию и социотерапию, получился новый вид – оккупационная терапия. К важнейшим видам человеческой деятельности относятся: игра, труд и учение. Эти три вида сопровождают человека с детства и до глубокой старости, последовательно сменяя друг друга.
Цели игровой оккупационной терапии:
- Выработать у ребёнка социальные навыки адаптации и интеграции, что даст ему возможность ощущать себя полноценным членом в обществе.
- Помочь ребёнку в приобретении навыков самостоятельности, умению свободно общаться со своими сверстниками, расширять сферы своей жизнедеятельности, не замыкаясь в своей среде.
- Создать условия, которые позволят каждому ребёнку реализовывать свои возможности и желания, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
Основными задачами данной терапии являются:
- Использование ресурсов игровой оккупационной терапии для развития и решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения.
- Расширение кругозора детей, привитие любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
- Развитие умения самостоятельно найти занятие, значимое и интересное для ребёнка.
- Помочь ребёнку понять поставленную перед ним задачу
- Суметь спланировать свои действия и выполнить поставленную задачу
- Целенаправленно выполнить запланированную работу
- Развитие уверенности в себе.
- Научиться радоваться своему успеху.
Работа с использованием игровой оккупационной терапии строится при соблюдении следующих основных принципов:
- организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода, учитывается «зона ближайшего и актуального развития» ребёнка;
- обязательны доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимо порицание за неуспех, должна быть положительная эмоциональная оценка любого достижения детей со стороны взрослого;
- деятельность должна быть результативной и ребёнок должен видеть результат своей работы и уметь самостоятельно оценить её;
- необходимость учета возрастных особенностей детей;
- каждый ребёнок должен активно, вовлекается в процесс деятельности;
- важно чтобы взаимоотношения между детьми и взрослым носили характер сотрудничества;
Условия для использования игровой оккупационной терапии
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения в ходе деятельности. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания, и результат.
Условие 3. Техники и способы должны быть нетрадиционными
Требованием к организации игровой оккупационной терапии является:
- Многообразие действий и поручений и постепенное их усложнение.
- Поддержание интереса к труду и игре, психологический комфорт, постоянное наблюдение педагога.
- Предлагаемые задания и трудовые, игровые и общественные поручения должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам детей, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение.
- Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность.
Выбор методов и приемов в игровой оккупационной терапии определяется:
- возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей, их интересами и склонностями;
- целями и задачами коррекции;
- спецификой воздействия каждого из видов искусства;
- формами организации деятельности;
- мастерством педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.
Ключевым элементом и важной функцией является ежедневный грамотный подбор оборудования и упражнений для каждого ребёнка, выбор видов деятельности, которые сформируют все важнейшие навыки для его жизнедеятельности.
Игровая оккупационная терапия в детском саду обеспечивает занятость ребёнка в течение всего дня.
Таким образом, индивидуальное планирование деятельности ребёнка в течение дня через игровую терапию позволяет:
- своевременно осуществлять все виды деятельности;
- в течение дня организовывать с детьми разнообразную работу, которая будет способствовать формированию необходимых качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, активности, стремление к достижению результата, доброжелательности и общительности.
- поддерживает и активизирует интерес к занятиям, играм и труду.
Преимущества применения игровой оккупационной терапии:
- Каждый ребёнок участвует в работе, которая не требует от него каких-либо способностей или навыков.
- Далеко не все дети владеют речью, они затрудняются в словесном описании своих переживаний. В этом случае игровая оккупационная терапия, как добрая фея, помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию.
- Это корректный способ понаблюдать за детьми в самостоятельной деятельности, лучше узнать их интересы, ценности, увидеть внутренний мир, личное своеобразие, а так же выявить проблемы, о которых надо поговорить с близкими.
- 4. Дети на протяжении всего дня заняты делом и становятся самостоятельными и ответственными.
5.В результате игровой оккупационной терапии у детей пропадает интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
ОККУПАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
Планируя и организовывая пребывание детей в детском саду, необходимо стремиться продумывать их деятельность до минуты, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, чтоб каждый ребёнок мог попробовать и реализовать себя в разных видах деятельности и направлениях.
Ведь отсутствие плана предстоящей деятельности и режима, часто приводит к праздности, безделью и незнанию чем заняться, что делать – это одна из главных «болезней», подрастающего поколения. Чётко продуманное грамотное чередование различных видов деятельности и отдыха в течение дня – способствует полноценному развитию детей, укреплению их здоровья и восстановление затраченной энергии.
Успешная работа педагогов по всестороннему развитию ребёнка во многом зависит от согласованности, продуманности и использования разнообразной деятельности детей в каждом режимном отрезке в течение всего дня пребывания детей в детском саду. Это даёт возможность рационально использовать время, правильно организовать и равномерно распределить нагрузку н весь день, неделю, устанавливать очерёдность и сменяемость различных видов деятельности детей. Всё это позволяет обеспечить комфортное эмоциональное состояние детей как одно из условий их полноценного развития.
В детском саду важно использовать приёмы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно – практическую, игровую, трудовую и все виды продуктивной деятельности. В этом нам помогает игровая терапия, которая связана с воздействием на ребёнка разных средств искусства и различных лечебных методик, таких как:
Агротерапия – одно из направлений трудового воспитания, которое заключается в получении трудовых навыков, связанных с выращиванием и уходом за растениями. В ходе этой деятельности дети приобретают определённые знания о растительном мире, проявляют заботу, бережливость, умение преодолевать трудности, повышается уровень познавательной активности.
Зоотерапия – лечение животными и уход за ними. Через эту деятельность, дети осознают, что животные ещё более слабее, чем они сами. Общение с животными учит заботе, доброте, приносит радость, повышает настроение и успокаивает. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное «русло»
Музыкотерапия – основанная на эмоциональном восприятии музыки, средство коррекции состояния ребёнка через музыкальные произведения.
Средства музыкальной терапии способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков.
Игротерапия – метод, основанный на использовании ролевой и сюжетной игры. Терапевтическое воздействие игры предназначено для преодоления психологических и социальных проблем. Лечение считается эффективным, если ребёнок способен играть свободно и с радостью.
Арт – терапия – терапия искусством. Использование в коррекции и лечении художественные приёмы и творчество. Через рисунок, лепку и другие виды творчества, ребёнок передаёт закодированное послание от самого себя, от своего подсознания. Эта терапия помогает раскрыть внутреннюю силу человека, повысить самооценку, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.
Арт – терапия включает в себя такие разделы как:
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование.
Цветотерапия – метод исцеления цветом, восстановление душевного равновесия. Гармонично развивает правое и левое полушарие. Медики считают его из самых перспективных методик.
Наш мозг воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. Наш мозг иногда нуждается в определённом цвете. Каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья.
Книготерапия (библиотерапия) – реабилитация ребёнка в мире современных проблем посредством литературы, терапия словом, заключённая в художественном произведении. Исцеление чтением, специально подобранным произведением. Улучшается восприятие, чувство мысли, восполняется дефицит собственных образов, снижается напряжение и тревога.
Куклотерапия – методика лечения куклами, коррекция детских проблем посредством различного вида кукол.
Танцетерапия – выводит из депрессии, развивает координацию движений и чувства ритма.
Сказкотерапия – использование сказок для воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения. Способ передачи определённых норм и правил. Использование сказочной формы для развития личности и её творческих способностей.
Пескотерапия – игры с песком, которые дают прекрасную возможность реально увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент и понять его.
Оригами – искусство складывания из бумаги, создание целого мира. Дети могут почувствовать себя маленькими волшебниками, творящими чудеса из простого листа бумаги.
В целом можно сказать что, игровая оккупационная терапия оказывает воздействие и влияние на все процессы в организме: мобилизует волю, дисциплинирует, приучает к концентрации внимания, создаёт бодрое настроение, направляет активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. В результате игровой оккупационной терапии у детей пропадает интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, и дети становятся спокойнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Это очень хорошо помогает организовать детей, им некогда заниматься бездельем и баловством.
Если мы будем использовать и вводить игровую оккупационную терапию в нашу деятельность, то мы поможем нашим детям легче и быстрее адаптироваться в школе, успешно включаться в новую, в более сложную социальную среду. Дети быстрее научатся правильно понимать самого себя, поведение других людей, анализировать и прогнозировать ситуации взаимодействия между людьми.
Таким образом, на основании всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что игровая оккупационная терапия состоит из комплекса знаний, умений и навыков, которые помогают сохранять здоровье и развивать личность ребёнка, выполняя несколько функций: мотивационно – побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Свою работу по внедрению игровой оккупационной терапии мы начали с того, что всю деятельность самостоятельных занятий мы распределили по областям, ориентируясь на режимные моменты. Для каждой деятельности мы подобрали картинку, которая стала обозначать индивидуальное задание для ребёнка
- Мелкая моторика – шнуровка, работа с прищепками, мозаика, выкладывание рисунка на пластилине из семян, нанизывание бус из трубочек, геометрических форм, бусинки разных размеров, обведение по контуру, штриховка
- Сухие ванны для рук – горох, гравий, пшено, песок.
- Агротерапия и Зоотерапия – забота о птицах, кормление рыбок, уход за кроликом и цветами, работа на участке во время прогулки и работа с календарём природы.
- Музыкотерапия – эмоциональное восприятие музыки, слушание классической музыки в утренние часы, в уголке уединения и расслабления, как часть занятия.
- Арт – терапия, которая включает в себя:
- Художественное конструирование – выкладывание узоров по заданной теме: цветными палочками, камушками, магнитными геометрическими фигурами, ткань, природный материал.
- Изотерапия– рисование карандашами, красками, мелками, пальчиками, на бумаге, на ватмане, рулон обоев, рисование маркером на доске, разукрашивание силуэтов, создание образов из пластилина и природного материала.
- Цветотерапия– работа с цветом – подбери по цвету, работа с цветовыми журналами, цветопрезинтациямии.т.д
- Книготерапия– чтение книг и рассматривание иллюстраций.
- Куклотерапия– игры и упражнения в театральном уголке, с различными видами кукол и театра.
- Танцетерапия – ритмичные движения под музыку и разучивание танцев.
- Сказкотерапия – слушание сказки, рассказывание сказки самим ребёнком и проигрывание её при помощи кукольного театра.
- Пескотерапия – задания с песком, рисование на песке рисунков на заданную тему и объединённые задания с пескотерапией.
- Оригами – складывание из бумаги различных образов.
- Задания на логику – графическое фотографирование рисунка по клеточкам, лабиринты, ребусы, задания по математике и логике, конструирование строительными деталями, конструктор «лего», настольные игры, шашки и.т.д.
- Развитие – работа в индивидуальных тетрадях, работа с картой и глобусом, лото, домино
Большой популярностью и желанием у детей пользуются такие задания как:
- Ответственные общественные поручения – дежурство по столовой и занятиям, смотреть за порядком в группе, в шкафчиках, за чистотой полотенец, за правильным мытьём рук, полоскание рта после еды, ответственный за проведение утренней гимнастики, ведущий точечного массажа, пальчиковой гимнастики, ответственный за своевременное точение карандашей, организатор подвижных игр на прогулке и в группе, организатор сюжетно – ролевых игр.
Ежедневно нами продумываются задания для каждого ребёнка, чтобы в течение всего дня он занимался почти в каждой из областей. У каждого задания есть свой определенный символ в виде яркой, красочной картинки.
Нами создана карта деятельности – список детей (у каждого ребёнка своя картинка) на большом листе ватмана. Напротив имени ребёнка вставляются картинки определяющие задания на предстоящий день.
Это задания узких специалистов, для закрепления и более успешного освоения приобретенных навыков и знаний на занятиях в первой половине дня. И обязательно одно из общественных поручений.
Это очень организовало наших детей и их деятельность. Приходя с утра в детский сад, каждый ребёнок возле своей картинки с именем и фамилией, смотрит свою деятельность, которой он должен сегодня заниматься. Заходит в группу и направляется к своему заданию, выполняя его, или в свободные минуты между режимными моментами.
Игровой оккупационной терапией необходимо заниматься с ребенком и в домашних условиях, о чём мы постоянно беседуем с нашими родителями при обсуждении домашнего воспитания и развития детей в семье.
Совместная координированная деятельность всех педагогов комплекса, тесная связь с семьёй и единство требований, помогает нам добиваться определённого эффекта в воспитании и обучении детей.
Игровая оккупационная терапия – процесс долгий и кропотливый, требующий бесконечного терпения и невероятной усидчивости. Но результат стоит того! Самое главное – ребёнок будет становиться самостоятельным.
Игровая оккупационная терапия – это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности разнообразия окружающего мира для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека.