Интеллектуальная игра по русскому языку «Ассорти»


Попенко Наталья Петровна

учитель русского языка и литературы

ГУ «Средняя школа с.Изобильное» города Степногорска Акмолинской области

Цели мероприятия:

– совершенствовать знания учащихся по русскому языку;

– развивать познавательный интерес, лингвистические способности учащихся,

логическое мышление, внимание,  творческие способности;

– прививать интерес к изучению русского языка, воспитание чувства

товарищества, взаимоуважения.

Оборудование:   интерактивная доска, слайды, карточки.

Высказывания великих писателей о русском языке.

– Русский язык – это прежде Пушкин – нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький. (Л.Н.Толстой)

– Русский язык – это ключ к жизни. (А.Кунанбаев)

– Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В.Г.Белинский)

– Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это достояние, переданное нам нашими предшественниками! (И.С.Тургенев)

Организационный момент.

Сообщение цели мероприятия, его этапов, представление жюри. Участвуют 2 команды учащихся 8 класса. За каждый правильный ответ команды будут получать по 5 баллов (кроме 1 тура, здесь правильный ответ оценивается – 1 балл). Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем.

Тур 1. Разминка

В этом туре каждый участник сможет проверить свои знания. Каждой команде будут задаваться вопросы, требующие односложного ответа. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы  для 1 команды:

  1. Раздел языкознания, изучающий части речи. Морфология.
  2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? Обстоятельство.
  3. Слова с противоположным значением. Антонимы.
  4. Согласные, которые всегда являются мягкими. Щ,ч,й.
  5. Одним словом «спустя рукава». Плохо.
  6. Укажите существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. Вермишель.
  7. Что изучает синтаксис? Словосочетания и предложения.
  8. Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? Именительный падеж.
  9. Назовите синоним слова смелый. Храбрый.
  10. О каком знаке идет речь: чтоб никого не огорчить, он все старается смягчить. Мягкий знак.

Вопросы для 2 команды:

  1. Раздел языкознания, изучающий звуковой и буквенный состав. Фонетика.
  2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? Определение.
  3. Слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. Омонимы.
  4. Гласные, обозначающие два звука. Е,е,ю я.
  5. Одним словом «зарубить на носу». Запомнить.
  6. Укажите существительное 2 склонения: страна, Конституция, площадь, школа, Казахстан, мечта. Казахстан.
  7. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов. Орфография.
  8. Как называется изменяемая часть слова? Окончание.
  9. Назовите антоним слова ложь. Правда.
  10. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? Текст.

Тур 2. «А ларчик просто открывался»

Наш язык не останавливается в развитии, и река речи находится в постоянном движении. Разные народы и культуры, соприкасаясь друг с другом, взаимно обогащают и дополняют свои языки. Со временем некоторые слова забываются, выходят из употребления, меняются на другие или приобретают в устоявшихся словосочетаниях новый смысл, но это вовсе не значит, что поговорки и пословицы, где использованы устаревшие слова, должны исчезнуть. Наоборот, именно благодаря кратким и мудрым народным изречениям эти слова остаются в нашей речи, не забываются, а возвращают к истокам родного языка.

Командам нужно объяснить значения данных выражений:

1 команде.

  1. Большому кораблю – большое плаванье

(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Пожелание одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благородном поприще).

  1. Век живи – век учись.

( том, что жизнь постоянно учит нас чему-либо.

Существует похожая латинская поговорка: так долго нужно учиться, как долго живешь. Век в значении «жизнь, существование»).

3.Зарыть талант в землю

(Не использовать свои способности, погубить природный дар. Обычно говорится с неодобрением.

В Евангелии есть притча, иносказательный рассказ, о том, как один из работников некоего господина в отличии от других, пустивших деньги в дело и умноживших их, зарыл данный ему талант в землю. Талант – это в древности монета большого достоинства.

В XVIII веке греческое слово талант было вытеснено немецким словом, сходным по звучанию и обозначавшим одаренность, талантливость).

2 команде .

  1. Береги платье снову, а честь смолоду

(Своим добрым именем надо дорожить с малых лет. Его очень легко запятнать и очень трудно потом восстановить испорченную репутацию, ведь жизнь не прощает легкомысленного отношения человека к своему внешнему, так и внутреннему облику).

2.Не имей сто рублей, а имей сто друзей

(Лучше иметь много друзей, чем иметь много денег. Друзья дороже денег, и они гораздо нужнее человеку, особенно в трудную минуту, чем деньги. Ведь деньги потратятся, а друзья постоянно с нами).

3.Язык мой – враг мой

(Об излишней разговорчивости, идущей во вред человеку.

О ситуации, когда человек перестает контролировать свою речь. Выражение отчаяния, когда безотчетное желание человека показать свои знания, широту и остроту ума играет с ним злую шутку).

Тур 3. «Дело мастера боится»

Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте их. На подготовку дается 3 минуты. (Задания на карточках)

1 команде

  1. Все мероприятия были проведены к тринадцатому марту. При указании даты название месяца ставится в форме родительного падежа – «марта»

2.Уважаемые туристы! Вы можете приобрести памятные сувениры. Слово «памятные» является лишним.

 2 команде

  1. Все с большим вниманием слушали рассказ Юрия Константиновича Чибис. Правильно будет Чибиса, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.

2.На улице холодно. Я одену пальто. Вместо слова «одену»нужно употребить слово «надену».

Тур 4. «Кладовая языка»

Здесь, ребята, мы вспомним и покажем знания по фразеологии.

Задание 1.

К русским пословицам подобрать сходные по значению казахские.

  1. I. Жизнь – самый мудрый учитель.(Өмірдің өзі – ұлы ұстаз.)
  2. Наука – море, а знания – лодка. Ғылым –теңіз, білім – қайық.
  3. Сдружишься с наукой – всего достигнешь, сдружишься со злом – голову потеряешь. Ғылыммен жақын болсаң, қолың жетер, зұлыммен жақын болсаң, басың кетер.
  4. 4. Человек, который не владеет знаниями, что цветы, которые не имеют запаха. Білім жоқ ұл – жұпары жоқ гүл.

II.1.Без учения нет знаний, без знаний нет жизни. Оқусыз – білім жоқ, білімсіз –күнің жоқ.

  1. В книгах – знание, в знании – сила. Күш – білімде, білім – кітапта.
  2. Дни учения горьки, да плоды его сладки. Білімнің басы бейнет, соңы – зейнет.
  3. Победит одного тот, кто силен, тысячу – тот, кто умен. Білек бірді, білім мыңды жығады.

Задание 2.

I.Подберите к фразеологизмам антонимы.

  1. Хоть пруд пруди (кот наплакал)
  2. жить душа в душу (жить как кошка с собакой)
  3. чуть свет (на ночь глядя)
  4. рукой подать (за тридевять земель)

5.засучив рукава (спустя рукава)

  1. распустить язык (держать язык за зубами).
  2. II. Подберите к фразеологизмам синонимы.
  3. Поминай как звали (и след простыл)
  4. ни слуху ни духу (ни ответа ни привета)
  5. глядеть в оба (держать ухо востро)
  6. тьма кромешная (ни зги не видно)
  7. водить за нос (морочить голову)
  8. куры не клюют (хоть пруд пруди)

Задание 3.

  1. I. Подобрать фразеологические обороты со словами язык,голова.

(Язык без костей, тянуть за язык, держать язык за зубами, язык проглотить.

Голова идет кругом, сломя голову, не сносить головы,как снег на голову.)

  1. II. Подобрать фразеологические обороты со словами глаз,зуб.

Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, говорить правду в глаза.

Ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает,говорить сквозь зубы.)

Игра со зрителями «Найдите ошибку»

Уменье – свет, а неуменье – тьма. (Ученье –  свет, а неученье – тьма)

Обещанного три хода ждут. (Обещанного три года ждут)

Комар косу не подточит. (Комар носу не подточит)

Соловья башнями не кормят. (Соловья баснями не кормят)

После драки кулаками не пашут. (После драки кулаками не машут)

Знает мошка, чье мясо съела. (Знает кошка, чье мясо съела).

Тур 5. Творческий  «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Ребята, вам было дано опережающее задание: придумать сказку на одну из программных тем, которые мы изучали. И сегодня команды выступают в ролевой игре, инсценируя эту лингвистическую сказку. (Команды представляют свои сказки).

Тур 6. «Кто быстрее»

Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА –

ИПЬРТПЕИР –

ЭПВФЭСФПЕ –

ВЮЛГВДЛАЮ –

ЖЗСУУЧЖАЗ –

ОАСАОТАЛО –

ГЦИДВГЦЫД –    (Будьте всегда счастливы.)

Подведение итогов. Награждение.

Наша игра подошла к концу. Завершить игру хочу высказыванием К.Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий поистине волшебный русский язык. И мы всегда должны беречь и любить русский язык».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *