Урок-флипчарт «Признаки глагола как части речи»
Кириченко Елена Васильевна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя общеобразовательная школа – лицей №20 г.Актобе
Цель: повторить и углубить сведения о глаголе; его грамматических признаках; синтаксической роли.
Задачи: находить глаголы и определять грамматические признаки и синтаксическую роль; развивать внимание, творческие способности; воспитывать уважение к труду.
- Орг. момент.
Класс разделить на 4 группы, в соответствии с выбором цветных треугольников.
- Повторение.
Прочитайте стихотворение
-Почему из текста стихотворения непонятно о ком идёт речь? (потому что в основном используются местоимения)
-Выпишите из текста стихотворения 2 указательных, 2 отрицательных, 2 личных, 2 определительных, 2относительных, 2 неопределённых местоимения.
Личн. – я, он, ему, его; Указ.- этот, этого, того, там; Отриц. – никуда, никто; Определит. – всю, всюду, сам, самого; Относит. – который, кто, как; Неопределённые – что-то, ни с кем.
Проверить и выставить в оценочный лист.
- Актуализация. Работа в группе. (Диалоговое обучение) Найдите слова в стихотворении, которые обозначают действия предметов, выпишите и определите часть речи. Обоснуйте ответ.
«Корзина вопросов» Задание. Составьте вопросы по данной теме, выбрать 2-3 лучших вопроса и опустить к корзину. Каждая группа берёт по очереди по одному вопросу из корзины и отвечает на него, приводя примеры.
- Работа с учебником. Сверить ответы с теоретическим материалом.
Составить схему на постере и защитить грамотно.
- Закрепление
1Работа в группах.
1 группа.
Подчеркни глаголы, объединённые в видовые пары, укажи вид глагола.
Делать дело ещё не значит сделать его. Ты так долго списываешь задание, что я не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. Ну вот, строил – строил и построил. Это мясо можно варить три часа. Всё равно не сварится. Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и тоже. Ты так долго писал это сочинение, что наверно и не поверил, что всё-таки написал его. Я слышал, что ты хотел покупать учебники, но купил ли ты их? Я начал решать эту задачу и решу её во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила.
2 группа.
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
Верт…шься уж…м, бега…шь за багаж…м, реж…шь, нож…м, восхища…шься чертеж…м, игра…шь с малыш…м, открыва…шь ключ…м, работа…шь врач…м, отдыха…шь душ…й, укрыва…шься плащ…м, вылож…шь кирпич…м
3 группа.
Все глаголы из стихотворения запишите в неопределенной форме и форме третьего лица единственного числа. Укажите спряжение.
Образец : работать(1 спряжение) -работает
Кто жить уме…т по часам
И цен…т каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не стан…т говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И заст…лать кровать.
Успе…т он одеться в срок ,
Умыться и поесть,
Успе…т встать он за станок,
За парту в школе сесть.
4 группа
Упражнение 849. Напишите слова в две колонки:
1)с мягким знаком после шипящих;
2)без мягкого знака.
Обоснуйте свой выбор.
Работа с одаренным ребенком. Задание повышенной сложности.
Среди глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме первого лица единственного числа: вечереть, грести, лечь, победить, помнить, расти, смеркаться, трясти, убедить.
2 Работа с перфокартами «Загадки» и предложения.
А- не с глаголами слитно;
Б- не с глаголами раздельно
1) По земле ходит, неба не видит (свинья);
2) Ничего не болит, а все стонет (дерево в лесу);
3) Конь стальной овса не просит, а пашет и косит (трактор)
4) Мне нездоровится
5) Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)
6) Капитан негодовал
7) В огне не горит, в воде не тонет. (лед)
VI Рефлексия.
Сегодня мы повторили…
Мы изучили…
Я научился…
Было трудно, когда…
Было легко, когда…
VII Домашнее задание параграф 67, упражнение 850. Придумать рассказ по данному началу, используя глаголы в настоящем, прошедшем , будущем времени.