Урок-флипчарт «Признаки глагола как части речи»


Кириченко Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы

ГУ «Средняя общеобразовательная школа – лицей  №20 г.Актобе

Цель: повторить и углубить сведения о глаголе; его грамматических признаках; синтаксической роли.

Задачи: находить глаголы и определять грамматические признаки и синтаксическую роль; развивать внимание, творческие способности; воспитывать уважение к труду.

  1. Орг. момент.

Класс разделить на 4 группы, в соответствии с выбором цветных треугольников.

  1. Повторение.

Прочитайте стихотворение

-Почему из текста стихотворения  непонятно о ком идёт речь? (потому что в основном используются местоимения)

-Выпишите из текста стихотворения 2 указательных, 2 отрицательных, 2 личных, 2 определительных, 2относительных, 2 неопределённых местоимения.

Личн. – я, он, ему, его; Указ.- этот, этого, того, там; Отриц. – никуда, никто; Определит. – всю, всюду, сам, самого; Относит. – который, кто, как; Неопределённые – что-то, ни с кем.

Проверить и выставить в оценочный лист.

  • Актуализация. Работа в группе. (Диалоговое обучение) Найдите слова в стихотворении, которые обозначают действия предметов, выпишите и определите часть речи. Обоснуйте ответ.

«Корзина вопросов» Задание. Составьте вопросы по данной теме, выбрать 2-3 лучших вопроса и опустить к корзину. Каждая группа берёт по очереди по одному вопросу из корзины и отвечает на него, приводя примеры.

  • Работа с учебником. Сверить ответы с теоретическим материалом.

Составить схему на постере и защитить грамотно.

  1. Закрепление

1Работа в группах.

1 группа.

Подчеркни глаголы, объединённые в видовые пары, укажи вид глагола.

Делать дело ещё не значит сделать его. Ты так долго списываешь задание, что я не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. Ну вот, строил – строил и построил. Это мясо можно варить три часа. Всё равно не сварится. Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и тоже. Ты так долго писал это сочинение, что наверно и не поверил, что всё-таки написал его. Я слышал, что ты хотел покупать учебники, но купил ли ты их? Я начал решать эту задачу и решу её во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила.

 

2 группа.

Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

Верт…шься уж…м, бега…шь за багаж…м, реж…шь, нож…м, восхища…шься чертеж…м, игра…шь с малыш…м, открыва…шь ключ…м, работа…шь врач…м, отдыха…шь душ…й, укрыва…шься плащ…м, вылож…шь кирпич…м

3 группа.

Все глаголы из стихотворения запишите в неопределенной форме и форме третьего лица единственного числа. Укажите спряжение.

Образец : работать(1 спряжение) -работает

Кто жить уме…т по часам

И цен…т каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не стан…т говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И заст…лать кровать.

Успе…т он одеться в срок ,

Умыться и поесть,

Успе…т встать он за станок,

За парту в школе сесть.

4 группа

Упражнение 849. Напишите слова в две колонки:

1)с мягким знаком после шипящих;

2)без мягкого знака.

Обоснуйте свой выбор.

Работа с одаренным ребенком. Задание повышенной сложности.

Среди глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме первого лица единственного числа: вечереть, грести, лечь, победить, помнить, расти, смеркаться, трясти, убедить.

2 Работа с перфокартами «Загадки» и предложения.

А- не с глаголами слитно;

Б-  не с глаголами раздельно

1) По земле ходит, неба не видит (свинья);

2) Ничего не болит, а все стонет (дерево в лесу);

3) Конь стальной овса не просит, а пашет и косит (трактор)

4) Мне нездоровится

5) Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)

6) Капитан негодовал

7) В огне не горит, в воде не тонет. (лед)

VI  Рефлексия.

Сегодня мы повторили…

Мы изучили…

Я научился…

Было трудно, когда…

Было легко, когда…

VII  Домашнее задание параграф 67, упражнение 850. Придумать рассказ по данному началу, используя глаголы в настоящем, прошедшем , будущем времени.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *