Интегрированный урок по математике и литературе в 9 классе «Прогрессия и произведение А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»» плюс презентация.
Пельцер Ирина Артуровна
Учитель математики
ГУ «Первомайская средняя школа» Астраханский район
Акмолинская область
Цели: Систематизировать и усовершенствовать умения, знания и навыки по изученной теме : «Прогрессия». Осознание разнообразия применения математики в реальной жизни.
– Показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе.
– Воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремление преодолевать трудности.
Оборудование: компьютер, презентация, кроссворд.
Тип урока: Урок комплексного применение знания и умения
Ход урока
Слайд №1
- Организационный момент
- Закончился двадцатый век
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг Слайд №2
«Прогрессио – движение вперед»
Сегодня нам предстоит необычный урок. Мы обобщим знания по прогрессии и свяжем с еще одним школьным предметом. А о чем пойдет речь вы узнаете, отгадав кроссворд.
- Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа. (Арифметическая).
- Числовая последовательность задается различными —————– (Способами).
- Одно из основных понятий математики, может быть составлена из чисел. Как называется это понятие? ( Последовательность)
- Как называется последовательность составленная только из одного числа? (Постоянная)
- Способ задания функции с помощью формулы? (Аналитический)
- Число, на которое надо умножить предыдущий член, чтобы получить последующий? ( Знаменатель)
- Как называется число, которое можно получить, если от любого члена прогрессии отнять предыдущий.? (Разность)
По вертикале получилось слово «Писатель». Итак, на уроке мы будем говорить не только о прогрессии, но и литературе, а в частности о произведении А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». Где проанализируете некоторые сюжеты из этого произведения.
- Учитель литературы.
Математика и литература… Разве может их что-то связывать? Они такие разные. Но мы сегодня докажем, что математика и литература могут сотрудничать так же, как литература и история.
* Проверка д/з (по содержанию)
а) ВИКТОРИНА
- Кто из героев был англоманом? (Муромский)
- Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)
- В какую игру играли на именинах? (В горелки)
- Кому пришла в голову идея с переодеванием в крестьянку? (Насте)
5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)
- Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)
- Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)
- Мадам англичанка (мисс Жаксон)
- Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)
- Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)
- Как раскрылся обман?
Слайд №3 Усадьба
Обратимся к словарю В. И. Даля: “Усадьба – господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом”. Господский – принадлежащий господину, т.е. дворянину, помещику, барину.
Давайте на первых страницах повести найдем описание усадеб помещиков Берестова и Муромского, их манеру вести хозяйство. Похожи ли их усадьбы? – Нет. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он выстроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. В чем выражалось англизирование? – “Английский сад”, “конюхи … одеты английскими жокеями”, “поля … обрабатывал он по английской методе”.
- Учитель математики
Задача№1 Фабрика Берестова по производству сукна в январе месяце реализовала свой товар на сумму 200 000 рублей. Последующие месяцы сумма от продажи ежемесячно росла в геометрической прогрессии со знаменателем равным 2. Какой доход имел Берестов от продажи товара в течении 6 месяцев?
Ответ: 12600000 руб.
Задача№2. После уборки урожая Муромский занимался его реализацией. Реализовывать начинал с января месяца и первая партия была продана за 200 000 рублей. В последующие месяцы сумма от продажи увеличивалась на 100 000 рублей ежемесячно.. Какой доход имел Муромский от продажи продукции в течении 6 месяцев?
Ответ:2700000 руб.
Слайд №4 Костюмы
- Учитель литературы
Эпиграфом к повести являются слова из старинной русской песни: “Во всех ты, душенька, нарядах хороша”. Обычно эпиграф настраивает читателя на то, о чем пойдет речь в произведении. Почему именно эти слова автор взял для эпиграфа? (Эпиграф относится к Лизе, она главная героиня повести. Это является как бы нравственной характеристикой Лизы. Лиза – дворянка, но дружит с Настей, крестьянкой, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку, сарафан и лапти.)
– Пушкин, с натуры рисовавший свои персонажи, великолепно передал все нюансы их костюма.
- Учитель математики
Задача №3. В январе в магазин поступила коллекция из 10 женских русских нарядов. Но дизайнер увеличивал количество нарядов в коллекции на одно и то же количество каждый месяц. Сколько всего нарядов было в коллекции, когда их доставляли в магазин в сентябре, если в мае их количество составляло 30 .
Решение. а = 10, а = 30 а = ? Ответ: а = 50 нарядов.
- Учитель литературы
Найдите в тексте, какой наряд решила приготовить Лиза.
«На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. .
Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке».
Слайд №5 Рубахи
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.
- Учитель математики.
Девушки украшали платья не только тесьмой, кружевами , но и с детства учили их вышивать. Вышивка занимала много времени.
Задача №4. Девушка украшала платья вышивкой каждый день. С первого по восьмое января включительно она увеличивала длину вышивки на одно и то же число. С 1 января по 4 января включительно она вышила 24 см., а со 2 по 6 января 45 см. Сколько сантиметров девушка вышила 8 января?
Решение. а + а +а + а = 24
а +а + а + а +а = 45 Ответ: а = 17 см.
- Физминутка « Елочка», можно любую на усмотрение учителя.
- Учитель литературы.
-Как вы думаете, почему Лиза была против того, чтобы Алексей навестил ее в Прилучино?
– Конечно, быт дворянки и крестьянки очень отличается. В дворянском доме вряд ли найдешь полати, упечь, полавочник (слайды), да и интерьер, конечно, был совсем разным. Представьте себе, что вы – Алексей. Вот вы приехали в Прилучино, нашли избу Василия – кузнеца, вошли внутрь избы и увидели…Какой вы представляете себе крестьянскую избу, ее интерьер?
Слайд №6, 7,8 Изба. Вышивка
Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.. . На стенах располагались наблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь
Слайд№9 Горшки
- Учитель математики.
Самостоятельная работа по уровням.
1 вариант
Уровень А Для изготовления керамической посуды нужно использовать высокую температуру. Начальная температура в печи была +25С ( а = 25). До какого градуса повышается в течении часа т.е. 60 минут температура ( а = ?), при этом увеличиваясь за каждую минуту на 8 градусов ( d = 8 ).
Ответ: 497С
Уровень В На работу приняли мастерицу узорного ткачества. В первую неделю она ткала ковер длиною 50 см. ( а =50). Работая быстрее чем на прошлой неделе, она ткала на одно и тоже число сантиметров больше длиною ковер в неделю. Сколько всего составляла длина ковра за 7 недель ( S = ?), если на пятой неделе длина составляла 78 см. ( а = 78)
Ответ: 497 см.
Уровень С На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течении тридцати занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и тоже количество вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вышила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятий, если 20 девочек к концу 30 занятий всего вместе вышили 1800 вышивок?
Ответ: 45 и 360 вышивок
2 вариант
Уровень А Каждый месяц муж жене дарил украшения из золота. Стоимость украшений уменьшалось на 1350 рублей каждый месяц ( d = -1350 ) . Сколько стоило украшение к концу года ( а = ? ), если в январе оно стоило 20250 рублей ( а = 20250 )?
Ответ: 5400 руб.
Уровень В На кружке мальчики занимались искусством кожаной мозаики. Вначале в мозаику входило 56 элементов ( а = 56), но каждый день на одно и тоже количество элементов увеличивалось в мозаике. Сколько всего входило элементов в мозаику на пятнадцатый день ( а = ?), если в двадцатый день всего было 170 элементов (а = 170)?
Ответ: 140 элементов
Уровень С На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течении тридцати занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и тоже количество вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вышила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятий, если 20 девочек к концу 30 занятий всего вместе вышили 1800 вышивок?
Ответ: 45 и 360 вышивок
- Учитель литературы.
– При каких обстоятельствах мы можем наблюдать за Лизой – щеголихой?
Найдите описание Лизы на званом обеде.
«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава à l’imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне. Отец его подошел к ее ручке, и он с досадою ему последовал; когда прикоснулся он к ее беленьким пальчикам, ему показалось, что они дрожали. Между тем он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством».
– Почему повесть называется “Барышня – крестьянка”?
– Каким настроением проникнуто все произведение? Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).
– Это было нормой жизни в ту эпоху? Возможно ли было, чтобы барышня так была дружна с о своей служанкой? Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. (Нет)
– Значит, идеализировал эпоху? Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.
Тест ( если останется время)
- В названии повести:
а) слова-антонимы, б) слова-синонимы, в) олицетворение.
- Действие повести происходит:
а) в XVIII веке, б) в XIX веке, в) в наши дни.
- Берестов и Муромский были:
а) соседями, б) однополчанами, в) служили на одной фабрике.
- Помещики:
а) были очень дружны, б) только познакомились, в были в ссоре.
- Лизу звали Бетси:
а) это ее второе имя, б) это ее шутливое прозвище, в) так звал ее отец на английский манер.
- Лиза:
а) любила Алексея давно, б) ненавидела его, в заинтересовалась и захотела с ним познакомиться.
- Алексей:
а) дружил с Лизой давно, б) заинтересовался ею и захотел познакомиться, в) чувствовал к ней неприязнь.
- Акулина – это:
а) Лиза, б) нянька Лизы, в) служанка Лизы.
9 . Алексей полюбил Акулину за:
а) искренность и простоту, б) за выдающуюся красоту, в) за безграмотность.
- Повествователь в этом произведении:
а) старый Берестов, б) «я», «мы», в) автор никак внешне себя не проявляет
- Муромский и Берестов:
а) помирились в конце концов, б) так и остались врагами, в) стали родственниками.
- Акулина:
а) сама открылась Алексею, б) предстала перед ним неожиданно в облике Лизы, в) отец рассказал соседям о шалостях дочери.
- второстепенный персонаж, который нужен для развития сюжета:
а) мисс Жаксон, б) Настя, в) Алексей.
- Кто назывался англоманом в повести? а).Алексей б) Барин Берестов. в) Барин Муромский
15 Повесть закончилась: а) свадьбой б) разводом в) дружбой
- Рефлексия
Слайд №10
Три пути ведут к знания.
Путь размышления – это путь самый благородный,
Путь подражания – это самый легкий,
И путь опыта – это самый горький.
- Домашнее задание