Интегрированный урок по математике и литературе в 9 классе «Прогрессия и произведение А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»» плюс презентация.


Пельцер Ирина Артуровна

Учитель математики

ГУ «Первомайская средняя школа» Астраханский район

Акмолинская область

Цели:  Систематизировать и усовершенствовать умения, знания и навыки по изученной теме : «Прогрессия». Осознание разнообразия применения математики в реальной жизни.

– Показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе.

– Воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремление преодолевать трудности.

Оборудование: компьютер, презентация, кроссворд.

Тип урока: Урок комплексного применение знания и умения

 

                                           Ход урока

Слайд №1

  1. Организационный момент
  2. Закончился двадцатый век

Куда стремится человек?

Изучен космос и моря,

Строенье звезд и вся земля.

Но математиков зовет

Известный лозунг   Слайд №2

«Прогрессио –  движение вперед»

 

Сегодня нам предстоит необычный урок. Мы обобщим знания по  прогрессии и свяжем с еще одним школьным предметом. А о чем пойдет речь вы узнаете, отгадав кроссворд.

  • Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа. (Арифметическая).
  • Числовая последовательность задается различными —————– (Способами).
  • Одно из основных понятий математики, может быть составлена из чисел. Как называется это понятие? ( Последовательность)
  • Как называется последовательность составленная только из одного  числа? (Постоянная)
  • Способ задания функции с помощью формулы? (Аналитический)
  • Число, на которое надо умножить предыдущий член, чтобы получить последующий? ( Знаменатель)
  • Как называется число, которое можно получить, если от любого члена прогрессии отнять предыдущий.? (Разность)

 

По вертикале получилось слово «Писатель». Итак, на уроке мы будем говорить не только о прогрессии, но и литературе, а в частности о произведении А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». Где проанализируете некоторые сюжеты из этого произведения.

  1. Учитель литературы.

Математика и литература… Разве может их что-то связывать? Они такие разные. Но мы сегодня докажем, что математика и литература могут сотрудничать так же, как  литература и история.

* Проверка д/з  (по содержанию)

а) ВИКТОРИНА

  1. Кто из героев был англоманом? (Муромский)
  2. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)
  3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)
  4. Кому пришла в голову идея с переодеванием в крестьянку? (Насте)

5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)

  1. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)
  2. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)
  3. Мадам англичанка (мисс Жаксон)
  4. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)
  5. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)
  6. Как раскрылся обман?

Слайд №3  Усадьба

Обратимся к словарю В. И. Даля: “Усадьба – господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом”. Господский – принадлежащий господину, т.е. дворянину, помещику, барину.
Давайте на первых страницах повести найдем описание усадеб помещиков Берестова и Муромского, их манеру вести хозяйство. Похожи ли их усадьбы? – Нет. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он выстроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. В чем выражалось англизирование? – “Английский сад”, “конюхи … одеты английскими жокеями”, “поля … обрабатывал он по английской методе”.

  1. Учитель математики

Задача№1 Фабрика Берестова по производству сукна в январе месяце реализовала свой товар на сумму 200 000 рублей. Последующие месяцы сумма от продажи ежемесячно росла в геометрической прогрессии со знаменателем равным 2. Какой доход имел Берестов от продажи товара в течении 6 месяцев?

Ответ: 12600000 руб.

 

Задача№2. После уборки урожая Муромский занимался его реализацией.  Реализовывать начинал с января месяца и первая партия была продана за 200 000 рублей. В последующие месяцы сумма от продажи  увеличивалась на 100 000 рублей ежемесячно.. Какой доход имел Муромский от продажи продукции в течении 6 месяцев?

Ответ:2700000 руб.

Слайд №4 Костюмы

  1. Учитель литературы

Эпиграфом к повести являются слова из старинной русской песни: “Во всех ты, душенька, нарядах хороша”. Обычно эпиграф настраивает читателя на то, о чем пойдет речь в произведении. Почему именно эти слова автор взял для эпиграфа? (Эпиграф относится к Лизе, она главная героиня повести. Это является как бы нравственной характеристикой Лизы. Лиза – дворянка, но дружит с Настей, крестьянкой, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку, сарафан и лапти.)

– Пушкин, с натуры рисовавший свои персонажи, великолепно передал все нюансы их костюма.

  1. Учитель математики

Задача №3. В январе в магазин поступила коллекция из 10 женских  русских нарядов. Но дизайнер увеличивал количество нарядов в коллекции на одно и то же количество каждый месяц. Сколько всего нарядов  было в коллекции, когда их доставляли в магазин в сентябре, если в мае их количество составляло 30 .

Решение. а  = 10, а  = 30    а  = ?   Ответ:  а  = 50 нарядов.

  1. Учитель литературы

Найдите в тексте, какой наряд решила приготовить Лиза.

«На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. .

Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке».

Слайд №5  Рубахи

В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

  1. Учитель математики.

Девушки украшали платья не только тесьмой, кружевами , но и с детства учили их вышивать. Вышивка занимала много времени.

Задача №4. Девушка украшала платья вышивкой каждый день. С  первого по восьмое января включительно она увеличивала длину вышивки на одно и то же число. С 1  января по 4 января включительно она вышила 24 см., а со 2 по 6 января 45 см. Сколько сантиметров девушка вышила 8 января?

Решение.   а + а  +а  + а  = 24

                     а  +а  + а  + а  +а  = 45  Ответ: а  = 17 см.

  1. Физминутка « Елочка», можно любую на усмотрение учителя.
  2. Учитель литературы.

    -Как вы думаете, почему Лиза была против того, чтобы Алексей навестил ее в Прилучино?

– Конечно, быт дворянки и крестьянки очень отличается. В дворянском доме вряд ли найдешь полати, упечь, полавочник (слайды), да и интерьер, конечно, был совсем разным. Представьте себе, что вы – Алексей. Вот вы приехали в Прилучино, нашли избу Василия – кузнеца, вошли внутрь избы и увидели…Какой вы представляете себе крестьянскую избу, ее интерьер?

Слайд №6, 7,8 Изба. Вышивка

Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.. . На стенах располагались наблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь

Слайд№9 Горшки

  1. Учитель математики.

Самостоятельная работа по уровням.

1 вариант

Уровень А Для изготовления керамической посуды нужно использовать  высокую температуру.    Начальная температура в печи была +25С ( а  =  25). До какого градуса повышается в    течении часа т.е. 60 минут   температура ( а   = ?), при этом увеличиваясь за каждую минуту на 8 градусов ( d = 8 ).

Ответ:  497С

Уровень В На работу приняли мастерицу узорного ткачества. В первую неделю она ткала ковер длиною 50 см. ( а  =50). Работая быстрее чем на прошлой неделе, она ткала на одно и тоже число сантиметров больше длиною ковер в неделю. Сколько всего составляла длина ковра за 7 недель ( S  = ?), если на пятой неделе длина составляла 78 см.  ( а  = 78)

Ответ: 497 см.

Уровень С На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течении тридцати  занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и тоже количество вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вышила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятий, если 20 девочек к концу 30 занятий всего вместе вышили 1800 вышивок?

Ответ: 45 и 360 вышивок

 

              2 вариант

Уровень А Каждый месяц муж жене дарил украшения из золота. Стоимость украшений уменьшалось на 1350 рублей каждый месяц ( d =  -1350 ) . Сколько стоило украшение к концу года  ( а  = ? ), если в январе оно стоило 20250 рублей  ( а  = 20250 )?

Ответ: 5400 руб.

Уровень В На кружке мальчики занимались искусством кожаной мозаики. Вначале в мозаику входило 56 элементов ( а  = 56), но каждый день на одно и тоже количество элементов увеличивалось в мозаике. Сколько всего входило  элементов в мозаику на пятнадцатый день ( а   = ?), если в двадцатый день всего было 170 элементов (а  =  170)?

Ответ: 140 элементов

Уровень С На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течении тридцати  занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и тоже количество вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вышила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятий, если 20 девочек к концу 30 занятий всего вместе вышили 1800 вышивок?

Ответ: 45 и 360 вышивок

              

  1. Учитель литературы.

       – При каких обстоятельствах мы можем наблюдать за Лизой – щеголихой?

Найдите описание Лизы на званом обеде.

«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава à l’imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне. Отец его подошел к ее ручке, и он с досадою ему последовал; когда прикоснулся он к ее беленьким пальчикам, ему показалось, что они дрожали. Между тем он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством».

Почему повесть называется “Барышня – крестьянка”?

– Каким настроением проникнуто все произведение? Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).

– Это было нормой жизни в ту эпоху? Возможно ли было, чтобы барышня так была дружна с о своей служанкой? Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. (Нет)

– Значит, идеализировал эпоху? Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

Тест ( если останется время)

  1. В названии повести:

а)     слова-антонимы, б)     слова-синонимы, в)     олицетворение.

  1. Действие повести происходит:

а)      в XVIII веке, б)   в XIX  веке, в)  в наши дни.

  1. Берестов и Муромский были:

а)      соседями, б)     однополчанами, в)     служили на одной фабрике.

  • Помещики:

а)      были очень дружны, б)   только познакомились, в     были в ссоре.

  • Лизу звали Бетси:

а)      это ее второе имя, б) это ее шутливое прозвище, в) так звал ее отец на английский манер.

  1. Лиза:

а)      любила Алексея давно, б) ненавидела его, в  заинтересовалась и захотела с ним познакомиться.

  1. Алексей:

а)      дружил с Лизой давно, б)     заинтересовался ею и захотел познакомиться, в)     чувствовал к ней неприязнь.

  1. Акулина – это:

а)      Лиза, б)     нянька Лизы, в)     служанка Лизы.

9 . Алексей полюбил Акулину за:

а)      искренность и простоту, б)     за выдающуюся красоту, в)     за безграмотность.

  1. Повествователь в этом произведении:

а)      старый Берестов, б)     «я», «мы»,   в)     автор никак внешне себя не проявляет

  1. Муромский и Берестов:

а)      помирились в конце концов, б)     так и остались врагами, в)     стали родственниками.

  • Акулина:

а)      сама открылась Алексею, б)     предстала перед ним неожиданно в облике Лизы, в)     отец рассказал соседям о шалостях дочери.

  • второстепенный персонаж, который нужен для развития сюжета:

а)      мисс Жаксон, б)     Настя,        в)     Алексей.

  1. Кто назывался англоманом в повести? а).Алексей     б) Барин Берестов.     в) Барин Муромский

15 Повесть закончилась:                                                                                                         а) свадьбой      б) разводом     в) дружбой

  1. Рефлексия

Слайд №10

Три пути ведут к знания.

Путь размышления – это путь самый благородный,

Путь подражания – это самый легкий,

И путь опыта – это самый горький.

 

  1. Домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *