Профессиональная направленность каждого занятия – основа в становлении специалиста


Нестерова Галина Фёдоровна, 

преподаватель  русского языка  и  литературы, частных  методик 

Балхашского  гуманитарно-технического  колледжа  имени  А. Мусина.

Когда  студенты-первокурсники  появляются  в  колледже, они  достаточно  долго  продолжают  ощущать  себя  школьниками,  ведут  себя  так  же,  как  в  школе.  Возникает  впечатление,  что  их насильно  загнали  сюда,  отношение  к  учёбе  достаточно  пассивное,  хотя  при  опросе каждый  говорит  о  том,  что  сам  выбрал  специальность,  потому  что  мечтал  чуть  ли  не  с  детства.  Почему  же  тогда  столь  низка  мотивация  к  получению  любимой  профессии? –  Потому  что  ещё  не  повзрослели?  Потому  что   дети  не  чувствуют,  что  в  отличие  от  своих  сверстников  совершили  более серьёзный  шаг,  выбрав  профессиональное  обучение?  Кто  должен  помочь  им  преодолеть этот  шаг  взросления,  чтобы  не  было  потеряно  время  впустую?

Практика  показывает,  что  опытные  преподаватели  сразу  начинают  вводить  первокурсников  в  мир  их  будущей  профессии,  постоянно  поддерживают  веру  в  правильности  сделанного  выбора.   Каждый  день  1  сентября  я  захожу  в  аудиторию,  тщательно  продумывая,  что  я  скажу  новичкам,  чтобы  они  ощутили  себя  студентами,  почувствовали  всю  важность  сделанного  ими  шага.  Моя  речь  выглядит  примерно  так:

«Уважаемые  студенты!  Сегодня  во  всём  мире  отмечается  День  знаний.  Миллионы   людей  сели  за  парты,  чтобы  начать  или  продолжить  своё  образование. Ваши  бывшие  одноклассники  сели  за  свои  места  в  школе  и  обнаружили,  что  многих  не  хватает.  Они,  возможно,  сожалеют,  что  класс  не  в  полном  составе.  И  только  вам  не  стоит  сожалеть,  потому  что  вы  лучшие  из  лучших,  вы  более  дальновидные,  более  практичные,  потому  что  уже  определились  со  своим  жизненным  выбором,  уже  знаете, что  вам  в  жизни  нужно.  А  раз  это  так,  то  постарайтесь  не  потерять  ни  одного  дня, ни  одного  часа,  ни  одной  минуты  зря.  Начинайте  работать  на  будущее.  От  вас  требуется  только  желание,  а  я  и  мои  коллеги  сделают  всё,  чтобы  вы  стали  прекрасными  специалистами . У  нас  есть  для  этого  все  возможности». А  дальше  я  расскажу  им  об  истории  колледжа,  материальной  базе,  своих  коллегах,  коротко  познакомлю  с  учебным  планом,  что  и  когда  им  предстоит,  чтобы  они  поняли,  что  времени  на  раскачку  нет.

А  далее  я  перехожу  к  теме  занятия,  потому  что  я  веду  у них  русский  язык  и  литературу, то есть  предметы   общеобразовательного  цикла. Останавливаюсь  на  этом  по  той  причине,  что  большинство  преподавателей- общеобразовательников,  пришедших  из  школ,  работают  так,  как  работали  в  школе,  видя  свою  задачу  в  обучении  знаниям,  не  зацикливаясь  на  том,  а  чем  же  всё-таки  обучение  в  профессиональном  учебном  заведении  отличается  от  школы.  Большинство  из  них  уверены,  что  этим  должны  заниматься  преподаватели  специальных  дисциплин  и  частных  методик. А  поэтому  первокурсники  и  продолжают  ощущать  себя  школьниками,  потому  что  «всё как  в  школе».  А  нужно  сразу  говорить  студентам,  что  их  обучение  будет  несколько  иным,  то  есть  профессионально  направленным.   Поэтому  на  первом  занятии  я  проверяю  технику  чтения,  потому  что  для  будущего  учителя  – это  одно  из  главных  умений.  Первокурсники  не  сомневаются,  что  они  умеют  читать.   Приглашаю  встать  перед  группой  и  прочитать  так,  чтобы  тебя  все  слушали.   Вот  здесь  большинство  из  присутствующих  обнаруживают,  что  не  владеют  таким  умением.  Далее  каждое  занятие  я  планирую  пятиминутки    с  использованием  разных  видов  чтения:  «дикторы»,  чтение  с  лучшим  обгонялкой,  построчное  чтение,   по  бегущей  строке ,  в  стиле  скороговорки  и т. д.  Они  делают  это  с  удовольствием,   так  как  понимают,  зачем.  Сюда  же  включаю  упражнения  над  правильностью  речи,  орфоэпические  разминки,  думаю,  понятно,  зачем (10  слов  каждое  занятие)

Когда  знакомимся  с  творчеством А. С. Пушкина, наступает  пора  познакомить  студентов  с  законами  логического  ударения  и  элементарными  партитурными  знаками,   потому  что  теперь  и  читать  стихотворения  нужно  по- другому:  профессионально,  не  просто  быстро,  без  запинки,  а  выразительно,  соблюдая   паузы,  логические  ударения,  оправданные  жесты,  силу  голоса  и  т. д.

При  анализе изучаемых  произведений   учу  их  составлять  вопросы  и  задавать  друг  другу,  реагировать  корректно  на  ответ  и  править  его;   пересказать  эпизод  с  обязательным  использованием  указанных  слов  или  по  следующему  плану,  изменить  концовку,  досказать  то,  что  не  сказал  автор и т.д.

Далее  переходим  к  корректировке  письменной  речи.  Не  позволяю  писать  в  практической  тетради  по  русскому  языку  как  попало,  также  на  доске,  так  как  учитель  должен  иметь  хороший  почерк.  На  первых  порах  на  занятии  пишем  каллиграфическим  почерком  число  и  вид  работы,  дома- всю  работу,  каждый  раз  корректирую  написание  какой – либо  буквы.  Таким  образом  за  два  года  учащиеся  приучаются  писать  старательно, выводя  каждую  буковку.  Естественно,  при  записи   лекционного  материала  это  не  соблюдается.

У меня  существует  своя  система  письменных  работ  для  учащихся  колледжа. Я  не  предлагаю  писать  им  традиционные  сочинения,  которые  они  списывают( благо  источников  много),  а  предлагаю  писать  после  знакомства  с  произведением  стихи,  эссе,  этюды,  рассказы,  сказки,  то,  что  им  пригодится  в  будущей  профессии.  И  они  с  удовольствием  это  делают.  У  меня  уже   есть  несколько  сборничков  лучших работ.  Результативность  этой  работы  в  том,  что  списать  здесь  невозможно,  а  речь  совершенствуется,  оттачивается.  Без  развитой  речи  учитель  не  может  состояться.

Я  могла бы  привести  ещё  огромное  множество  примеров  профессиональной  направленности  уроков  русского  языка  и  литературы :  учу  стоять  у  доски(поза  учителя),  у доски  надо  не  отвечать,  а  объяснять  материал ,  предлагаю  определить  цели  и  задачи  моего  занятия  и т. п. Но  главное,  что  я хотела  сказать,  заключается  в  следующем: это  надо  делать  совместно . Каждый  преподаватель  должен  понять,  что  он  готовит  специалиста  и  отвечает  за  это,  поэтому  нужно  обращать  внимание  на  любую  мелочь,  которая  явится  важной  деталью  в  работе  твоего  выпускника.  А  уж  контролироать  речь,  почерк, соблюдение  орфографического  режима, поведение,  обращать  внимание  на  ошибки  в  речи  устной и  письменной  должен  каждый  из  предметников.    Таким  образом  мы  поможем  быстрее  адаптироваться  в  колледже  студентам,  убедим  их  в  правильности  выбранной  профессии, сформируем  необходимые  умения  и  навыки,  повысим  мотивацию  к  обучению  в  нашем  учебном  заведении.

Мне кажется,  что  каждая ПЦК   в  силах  продумать  систему  адаптации  первокурсников  с  учётом  профессиональной  направленности  каждого  занятия.  Это  и  будет  наш  общий  вклад  в  становление  специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *