Урок “Образы флоры в художественной литературе”


Падалко Ольга Валерьевна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Маяковского»

Цель урока: познакомить учащихся с описанием флоры в русской

                        поэзии, показать им, что в стихах все взаимосвязано и

                        каждый образ внутренне обусловлен.

Задачи:

1) осмыслить образы  деревьев  как художественные образы, сочетающие в себе психологическое и символическое содержание;

2) приобщить учеников к миру природы, учить воспринимать его нестандартно;

3) формировать умение учащихся анализировать стихотворные

произведения.

                        

Эпиграф урока:

                                                                Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Федор Тютчев.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Беседа с учащимися: Какой смысл имеют слова флора и фауна в современной речи?  Работа по Мифологическому словарю:

Флора- римская богиня цветов и юности. В честь Флоры с 28 апреля по 3 мая праздновались флоралии, во время которых люди украшали себя и животных обычно розами, женщины носили яркие платья. В античном искусстве Флора изображалась молодой женщиной с цветами в руках. В современном языке флора—это растительный мир. Фави—римский бог лесов и полей, его изображали в виде юноши с козлиными ногами и ушами. Он любил пугать путников, обладает даром предсказания будущего, защищает стада от волков. Его супругу или сестру звали Фавна (или Фауна) — доброе божество плодородия. Позже слово «фауна» стало обозначать весь мир живой природы.

 

(На интерактивной доске показ Флоры и Фавна) Слайд №2.

 

-В произведениях великих писателей  и поэтов природа занимает важное место. Они изображают ее как живое существо, неотделимое от человека, от его настроения, от мыслей и чувств. И у нас с вами пойдет разговор о мудром древесном царстве.

В основе мифических представлений многих народов  лежит образ Мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания. И в произведениях русской поэзии дерево часто соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек.

(На доске фотографии Байтерека).  Слайд №3.

В центре мира – Коктобе (Синяя небесная священная гора), на ее вершине растет Великий байтерек (Могучий тополь), четыре ветви которого на каждом ярусе охватывает весь небесный свод, корни его проникают через все уровни Земли до Нижних вод. На вершине пирамидального тополя вьет свое гнездо волшебная птица Самрук. Дерево олицетворяет собой терпение, а этому нужно учиться.

Звучит наизусть стихотворение  А. А. Григорьва  «Тополю». После чтения идет анализ стихотворения по группам:

1 группа. Найти звукообразы, зрительные  образы, цветовую палитру.

2 группа. Определить тропы (метафора, олицетворения, эпитеты). Показать поэтический образ тополя.

3 группа. Определить сходство и разницу между лирическим героем и тополем.

Итог: – Какую функцию несет в произведении поэтическое обращение?

 

Викторина:

Это дерево- символ России. В древних языческих обрядах оно служило «майским деревом»; вокруг него водили хороводы, наряжали разноцветными лентами. (Береза).  Слайд №4.

Учащиеся читают наизусть стихотворения о берёзе.

Это дерево выделяется стройностью и высотой, которая позволяет ему беседовать с ветром. Кроны  этих деревьев так высоки, что между стволами легко умещается даль. И оттого за деревьями мерещится какой-то бескрайний, похожий на море простор. (Сосна). Слайд №5.

 

 

Творческое задание.

На доске записаны части предложений. Учащиеся должны составить текст, называют дерево, описанное в нем, записывают существительное- отгадку и его перевод на казахский язык.

Царь дремучего царства. Горделиво высится. Одиноко стоит в могучей красоте. Шумит листвой. Узловатые корни. Раскинул ветви. Столетний великан. Неиссякаемая жизненная сила. Слайд №6.

 

  1. Знакомлю учащихся с творчеством великого живописца и знатока русской природы И.И.Шишкина: «Сосновый бор», «Утро в сосновом бору», «Дубовая роща»,  Лес», «Корабельная роща» и другие.

(На интерактивной доске показ портрета и репродукций Шишкина) Слайды №7-11.

Рассказываю об Абылхане Кастееве (в 2004 году в рамках ЮНЕСКО отмечалось его столетие), идет демонстрация портрета художника и  работы: «Цветущие яблони». Слайды 12, 13.

4.Чтение учителем стихотворения И.С.Никитина «Береза».

                В глуши на почве раскаленной

                Береза старая стоит;

                      В ее вершине обнаженной

                       Зеленый лист не шевелит.

                     Кругом, сливаясь с небесами,

                      Полуодетыми в туман,

                      Пестреет чудными цветами

                      Волнистой степи океан.

                     Курганы ярко зеленеют,

                      Росу приносят вечера,

                      Прохладой тихой ночи веют,

                      И дышит заревом заря.

                     Но беззащитная береза

                      Глядит с тоской на небеса,

                      И на ветвях ее, как слезы,

                      Сверкает чистая роса.

                    Далеко бурею суровой

                      Ее  листы разнесены,

                      И нет для ней одежды новой

                      И благодетельной весны.

Беседа с учащимися по вопросам:

– О чём это стихотворение?

– Как бы озаглавили его?

– А поэт назвал его «Засохшая береза». Только ли берёзу имел в виду автор? Только ли о старом, беззащитном, засохшем дереве пишет Никитин?

Ученики, поразмыслив, приходят к выводу, что стихотворение – о человеке, о его одиночестве. В нём говорится о смерти, умирании. Берёза без зелёного наряда, она засохла и «глядит с тоской на небеса». Это подводит нас к разговору о том, что в лирическом произведении важен не только предмет изображения (берёза) – первый план, но и то, что стоит за ним – второй план (подтекст).

 

  1. Инсценировка учащимися эпизодов «Спор деревьев», (показ на интерактивной доске иллюстраций дуба, яблони, сосны, ели). Слайд №14-17.

 

Заспорили между собой деревья, кто из них лучше. Вот дуб говорит: «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три охвата, верхушка в небо смотрится. Листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой».

 

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, Что ты велик и толст. Зато растут, на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху. А моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает».

 

Слушает сосна, иглистой верхушкой качает: «Погодите похваляться: вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а мне все же останутся мои зеленые колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было, я им и печки топлю и избы строю».

 

6.Заранее подготовленный ученик сообщает некоторые ботанические сведения о розе:

В древней Греции и Риме роза считалась эмблемой весны, красоты, любви. Цвет розы обозначал яркость желания и стыдливость. Венками из роз, перевитых миртом, у греков украшалась невеста. И в тоже время роза была символом смерти. Весной на поминках греки украшали розами гробницы.

На Востоке роза являлась царицей цветов благодаря своему запаху, цвету и красоте наружной формы, считалась символом полной жизни.

Известная в ботанике роза Иерихонская растёт сейчас в песчаных степях Сирии, Египта и Аравии. Её жёсткие стебли в сухом состоянии сворачиваются, и она, вырванная ветром, нередко перекатывается через всю степь. Во влажном воздухе растение опять расправляется и его ветви принимают прежний вид.

Чтение и анализ стихотворения И.П.Мятлева «Розы»  Слайд №18

– Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение ?
(Чувство грусти и сожаления. Жаль так неожиданно оборвавшейся молодости, ещё не начавшейся жизни.)
– Каковы жанровые особенности стихотворения? (Это элегия – типичный жанр лирики эпохи романтизма, стихотворение проникнуто грустными философскими раздумьями.)
– Какова роль композиции стихотворения для понимания его смысла? Какой приём лежит в основе стихотворения? (Приём антитезы, противопоставления двух понятий: Жизни и Смерти. Соответственно первая часть стихотворения – изображение Жизни во всех её проявлениях: свежие, благоухающие розы в саду, красота молодой женщины, любовь и преклонение перед Прекрасным. Вторая часть (последняя строфа) – неожиданный трагический финал: «…В погосте белый камень, / На камне – роз моих завянувший венок». Тем самым автор как бы говорит нам: «Жизнь так быстротечна, она может оборваться внезапно, нелепо, ощущение счастья кратковременно, подобно поре цветения роз…)
– Охарактеризуйте облик лирического «я». Лирический герой, какой он?
(Он любит жизнь во всех проявлениях. Ему доставляет огромное наслаждение вид цветущих роз в своём саду: «Казалось мне, любовь дышала в них…» Но встреча с «девой рая» изменила нашего героя. Он понял, что настоящая радость в том, чтобы отдавать всё самое дорогое и делать счастливым любимого человека. К сожалению, смерть разлучила героев. Остались лишь воспоминания…)
– Какими способами автор выражает чувства и настроения героя?
(Восклицательные предложения: «Как хороши, как свежи были розы / В моём саду! Как взор прельщали мой!»; повторы (анафоры «Как я молил…Как я берёг…»); эпитеты («цветов заветных, дорогих»); сравнения («прелестная, как ангел красоты», «в венке из роз она была царицей»); метафоры («жизни пламень», «Ей счастье долгое сулил, казалось, рок») позволяют ярче представить переживания лирического героя, всю глубину его чувств.)
– Что ещё в лексическом строе стихотворения обратило на себя ваше внимание?
(Высокая, торжественная, приподнятая лексика: архаизмы «взор», «прельщали», «лелеял младость», «на радостном челе», «соплетались». Сказать о самом главном, размышляя о смысле человеческой жизни, бренности всего земного, можно только так: торжественно и возвышенно.)

 

Итог урока. Обобщение.

    Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься,

    Если будут уничтожены они

    На планете мы останемся одни.

                           Д. Родович.

Задание на дом.

Скачать полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *