Картотека прогулок с использованием народных игр “Осень”


Галеева Светлана Витальевна
Воспитатель первой категории
ГККП Ясли-сад “Сказка”, отдел образования Ерейментауского района, Акмолинская область

№1

Наблюдение за огородом

Цель: Закрепить и уточнить представление детей о выращивании овощей, об условиях, необходимых для роста растений (влага, хорошая почва, свет, тепло). Об уходе за огородом (перекопка земли, рыхление, удобрение, борьба с сорняком, сбор урожая).

Х/слово:  «ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД»

«Хочу, ребята, рассказать историю такую:

Я как-то вышел в огород, там овощи танцуют.

Танцуют весело с утра и водят хоровод:

Морковь, свекла, капуста, лук – весь овощной народ.

Я тоже с ними песни пел, и рад, что урожай поспел.

А, если будем мы трудиться: с ажать и сеять, не лениться,

То будет весел каждый год осенний, щедрый хоровод»

«Сидит девица в темнице, а коса на улице» (Морковь)

Игра:  «Капуста»    (рус. н. и.)

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает из  игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Игра м/п: «Собери урожай»

Труд: сбор урожая (выкапывание репы, моркови, лука)

Материал: лопаты, корзинки, нож.

 

 

№2

Рассматривание пшеничных колосьев

Цель: Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку. В нашей стране для всех людей хлеб растят колхозники на огромных колхозных полях. Ученые, инженеры, рабочие создали разные машины, помогающие колхозникам в их почетном и нужном для всех труде. Воспитывать уважительное и благодарное отношение  к труду хлеборобов. Узнать, откуда приходит хлеб на стол.

Х/слово:

«На полях колхозных зашумят колосья-

Будет урожайной золотая осень!

И зерно в амбаре потечет рекою,

И его машины сделают мукою.

На заводе пекарь хлеб спечет с любовью.

Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»

Игра:   «Пирог»    (рус.н.и)

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Реж его да ешь!

Игра: «Поспеши,  не урони»

Труд: Собрать коллекцию колосьев  разных злаков: пшеницы, ржи, овса, а также зернами других злаковых культур.

 

 

 

№3

Экскурсия в парк.

Цель: Уточнить представление детей о первых признаках осени (на деревьях желтые листья,  начинает желтеть и сохнуть трава, все меньше становится насекомых).  Рассмотреть с детьми форму листьев, их цвет-береза, клен, карагач. Вспоминаем, какая трава была летом.

Сбор осеннего букета.

Х/слово:

«Родятся зелеными с ветки, а падают желтыми  с ветки»

«Падают с ветки золотые монетки»

«Несу я урожаи

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елоч ек. Я…(ОСЕНЬ)»

Игра: «Перелизы»   (рус.н.и.)

Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.

Игра: «Узнай, с какого дерева листок»

Труд: Помочь работникам парка собрать листья в кучи.

 

 

 

 

 

 

№4

Наблюдение за облаками

Цель: Наблюдение за облаками, тучами. Какого они цвета? На что похожи? Быстро ли они бегут по небу? Почему так много туч? Дождь-какой дождь осенью? Определить характер дождя (моросящий, затяжной, скучный, холодный)

Х/слово:

«Туча-кошка, хвост трубой,

туча с длинной бородой,

туча-лошадь, туча-жук…

А всего их двести штук.

Бедным тучам в небе тесно,

нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

а потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!»

«Над тобою, надо мною, пролетел мешок с водою,

Налетел на дальний лес, прохудился и исчез» (туча)

Ели на Казанскую будет дождливо , то вскоре зима наступит.

«На Казанскую дождь лунки нальет –зиму скоро приведет»

Игра: «Молчанка»  (рус.н.и.)

Описание игры. Перед началом игры все участники произносят пев

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

После того как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.

Труд: предложить детям подмести беседку

Материал: веники, лопатки, ведра. Игрушки для игры в песок (совочки, песочные наборы), мячи, скакалки.

№5

Наблюдения за цветником.

Цель: прививать чувство красоты, любовь к цветам. Учить  уходу за растениями, прививать трудовые навыки.

Осмотреть с детьми клумбы. Полюбоваться пышно цветущими растениями. Рассказать, что нужно растениям для роста(вода, свет, тепло), как мы ухаживали летом за цветами и какие цветы выросли

на клумбе.

Х/слово:

«Мой сад с каждым днем увядает,

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно ещё до цветает

Настурций в нем огненный куст…»   А. Майков

Игра:  «Гуси-гуси»        (рус.н.и.)

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,  Съесть нас хочет!

— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси»  разбегаются,   «волк»  их ловит.

Игра м/п: «Попади в обруч»

Труд: Предложить детям собрать семена бархатцев и ноготков. Сравнить их.

Материал: бумажные кулечки для семян, мешочки с песком для игры.

 

 

 

 

 

№6

Прогулка в парк.

Цель: Развивать наблюдательность, воображение при наблюдениях за живой природой. Воспитывать эстетические качества.

В солнечный день, когда почти все листья с деревьев уже опали, сквозь ветки хорошо видно небо, а разнообразная окраска оставшихся листочков особенно подчеркивает его синий цвет. Что изменилось в парке? Обратить внимание на особенность листьев: у разных деревьев листовая пластинка разная – у дуба лист гладкий и твердый, у березы –  мягкий и шершавый.

Х/слово:

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин

Кисти ярко – красные вянущих рябин».     А. Толстой

Игра:  «У дядюшки Трифона»       (рус.н.и.)

Играющие  берутся за руки образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или  приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а  все играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения или  повторяет их  неточно, платит фант. Движения должны быть  забавными.

Игра м/п: «Узнай дерево по листу»

Труд: Помочь работникам парка собрать листья в кучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

№7

Наблюдение за небом

Цель: Учить замечать изменения в погоде, делать простые умозаключения.

На прогулке дети замечают, что темные тучи заволакивают небо и долго висят над землёй. Наблюдаем за осенним дождем и сравниваем его с летним.  Почему говорят: «Осень остудит воду».

Все чаще по утрам на лужах появляется хрупкий ледок.

Х/слово:

«Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца».

(А. Плещеев)

 

Игра: «Юрта»      (каз. Н . и.)

Ставит дом моя семья —

Будет юрта новая.

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Есть кустарник — нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей!

Играющие распределяются на пары (рассчитываются на первые и вторые номера). Все первые номера образуют внутренний круг, вторые — внешний.

На строки 1—2 внутренний круг идет в одну сторону, внешний — в другую. стоящие во внутреннем круге поднимают сцепленные

руки вверх, образуя ворота. С началом строки 3 дети, составившие внешний круг, проходят в ворота и прыжками продвигаются вперед по направлению к своей паре. Остальные хлопают. На две последние строки, стоящие в кругу, т. е. первые номера, подают обе руки вторым номерам (своей паре) и начинают кружиться.

Игра  м/п: «С кочки на кочку»

Труд: Подмести дорожки, собрать листья в кучи.

Материал: Веники и совочки.

 

 

 

 

№8

Наблюдение из окна

Цель: Развивать наблюдательность, внимательность, зрительную активность. Учить замечать и называть сезонные изменения в окружающем мире.

В сырую ненастную погоду хорошо проводить наблюдение из окна: какая за окном погода?   Много ли птиц и каких?         Во что одеты прохожие  и почему? Почему осенью так много дождей? Нравиться ли вам это время года, почему  «да» и «нет» .

Х/слово:     «Падают листья»

«Дождику только бы злиться…

Падают листья. Блестят.

Видно, что желтые листья

На ветки обратно хотят.

Осень. Тоскливо и мокро.

Так и текут день за днем.

Яркая, желтая охра

Светит холодным огнем».

М. Алимбаев

        Игра: «Солнышко» (рус.н.и.)

Текст читается неторопливо, с мягкой интонацией.

«Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернем!»

 

Играющие образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета.

Вариант первый. На строки 1—4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5—7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку играющие выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол.

По сигналу ведущего (звучание бубна) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча.

№9

Беседа о работе дежурных

Цель: Уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями в уголках природы (как поливать, рыхлить почву, поддерживать растения в чистоте).

Поупражнять детей в умении определять необходимость поливки растений зрительным путем и на ощупь. Что должны делать дежурные каждый день: осматривать растения и по мере необходимости поливать, протирать, опрыскивать их, кормить рыбок в аквариуме, чтобы они хорошо себя чувствовали и росли.

Х/слово: Пословицы:

«Умелые руки не знают скуки»

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

«Чтоб тобой могли гордиться, должен много ты трудиться»

Игра:  «Чепуха»     (р.н.и)

Каждый игрок заг адывает какой-либо предмет, например: башенный кран, самолет, бык и т. д. Выбранный водящий задает вопрос (каждому игроку — один), предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом.

  1. — Чем ты сегодня умывался?

— Башенным краном.

  1. — На чем летал?

— На облаках!

3.—Что ты утром съел?

— Самолет.

Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.

Труд: полить растения в уголке природы, покормить рыбок.

Материал: лейки, тряпочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

№10

Наблюдения за дорогой

Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Х/слово:

«У этого милого существа три глаза и одна голова.

Зато голова эта очень умна – все время подмигивает она:

Красный, зеленый и желтый глаз

Поочередно смотрят на вас.

Один из них говорит: « ИДИ»

Второй умоляет : «ЧУТЬ- ЧУТЬ ПОДОЖДИ»

А третий командует: «СМИРНО СТОЙ!

ЗАКРЫТА ДОРОГА ПЕРЕД ТОБОЙ»

Игра: «Красный, желтый, зеленый». Ориентировка по светофору, закрепление правил дорожного движения.

Игра: «Узнай, кто?»

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Труд: Предварительно изготовить дорожные знаки для игры на участке д/сада или в групповой комнате.

Материал: картон, ножницы, фломастеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№11

Наблюдение за листопадом

Цель: Развивать наблюдательность, учить видеть красоту момента осени, сравнивать цветовую палитру летнего и осеннего парка. Предложить вдохнуть запахи вянущей листвы, ощутить спокойствие и умиротворение.

Что видим мы вокруг в осеннем парке? Что чувствует и ощущаем, с чем это состояние можно сравнить? Закроем глаза и представим лето – как это было?

Х/слово:

 «Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между кленами синеют

То там , то здесь, в л истве сквозной,

Просветы в небо, что оконца».

Игра:  «Солнышко»   (р.н.и)

Текст читается неторопливо, с мягкой интонацией.

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернем!

Дети образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета. На строки 1—4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5—7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку дети выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол. По сигналу ведущего (звучание бубна) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее.

 

№12

Наблюдение за животными

Цель: Закрепить знания детей о жизни, повадках, особенностях поведения в природных условиях некоторых видах домашних  животных. Прививать бережное и гуманное отношение к брошенным животным.

Почти на каждой прогулке встречаются домашние животные (кошки, собаки, лошади), что можно рассказать о них? Чем можно помочь? Как им живется осенью или зимой на улице?

Х/слово: «Без расчески причесался и умылся без воды, В кресло мягкое забрался и запел на все лады» (кот)

«Я копытами стучу , я скачу, скачу, скачу,

Грива вьется на ветру» (конь)

«Заворчал живой замок, лег у двери поперек» (собака)

Игра:  «Кто,  кого боится?»   (еврейская н. и.)

Слоненок боится – мышонка,

Мышонок боится – котенка,

Щуки боится – плотвица,

А щука – других боится,

Барашек боится – волков,

А волки — красных флажков!

Дети распределяются на две подгруппы. В первой подгруппе по считалке (это же стихотворение) выбираются все названные персонажи. Остальные — волки.

Ведущий раскладывает на площадке обручи, внутри каждого — красный флажок (или платок). По сигналу ведущего: «Волки!» все дети-персонажи стихотворения разбегаются, а волки стараются их осалить. Нельзя осаливать забежавшего в обруч (но укрыться в нем может только один играющий). Все осаленные выходят из игры. Подсчитывается результат: кто из «волков» поймал больше зверей.

Игра м/ п: «Третий лишний»

Труд: Собрать крупный мусор на участке.

Материал: грабли и веники.

 

 

 

 

№13

Наблюдение за птицами.

Цель: Уточнить представление детей об изменениях образа жизни птиц осенью, установить связь между состоянием погоды и образом жизни известных детям птиц.

С исчезновением насекомых , улетели в теплые страны многие птицы, поздней осенью становится меньше корма и для других, зимующих с нами птиц, они перелетают ближе к людям;  в парках, скверах появляется много синиц, снегирей, воробьев, сорок, ворон. Эти птицы не улетают на зиму и нуждаются в заботе людей.

Х/слово: «Улетают, улетели…»   Е.Благинина.

«Скоро белые метели снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.

Аист крыльями полощет – улетает, улетел!»

Загадки: «Кто на елке, на суку,

Счет ведет: КУ-КУ, КУ-КУ !»  (кукушка)

«Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая» (сорока)

Игра: «Ручеек»    (р.н.и)

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Игра: « Перелет птиц»

Труд: Подмести веранду, собрать листья в кучи.

Материал: Грабли, веники, корзины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№14

Парк поздней осенью

Цель: Уточнить знания детей о характерных особенностях

сезона поздней осени, развивать наблюдательность. Прививать любовь к природе.

Что изменилось? Рассматривание семян деревьев и кустарников. Семя клена состоит из двух частей, каждая имеет крупное крыло, поэтому  и называется  «двукрылаткой». При падении она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. Внутри находятся семена клена(миниатюрные зеленые листочки).

Х/слово: «Осинка»     И.Токмакова.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки-

Надо согреется

Бедной осинке.

Игра: «Карусель»

«Еле, еле, еле, еле  закружились карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом,  бегом,  бегом.

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз, два, раз, два вот и кончилась игра!»

Игра  М /п :  «Где детки с этой ветки?»

Труд: Подмести дорожки и собрать листья в кучи.

Материал: веники и  грабли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№15

Рассматривание вечернего неба

Цель: Учить разглядывать вечернее небо из окна, отличать луну от месяца, замечать  некоторые созвездия и одиночные звезды. Приучать любоваться небесными светилами.

Осенью темнеет рано и можно увидеть луну и звезды, луна на небе находится всегда, но днем ее не видно, иногда и вечером не видно,  если она закрыта облаками. Рассказать детя м о небесных светилах, о красоте их сияния.

Х/слово:

«Поле голубое серебром усыпано» (небо, звезды)

«Погляжу в окошко- висит лукошко»  (луна, месяц)

«В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет  и  всех разбудит»  (солнце)

«Светит, сверкает, всех согревает» (солнце)

Игра:  «Молчаливое собрание»   (р.н.и)

Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово. Остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.

Игра:  «Пробеги тихо».  Развивать умение бегать на цыпочках, тихо, развивать слух.

Труд: Навести порядок в уголке строительных игр.

Материал: тряпочки и ведерки с водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№16

Экскурсия на стадион

Цель: Знакомить детей с достопримечательностями  города, расширять кругозор детей. Познакомить с тем, что на стадионе не только проводят различные спортивные соревнования, но и просто занимаются зарядкой, играют в спортивные игры, проводят спортивные и городские праздники.

Х/слово:

«Чтобы  крепкими мы стали,

Чтобы сильными росли,

Физкультурой заниматься

Ежедневно мы должны».

Игра:  « Золотые ворота»   (Р.Н.И)

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились непростые,

Золотые ворота!

Проходите, кто хотите

В золотые ворота!

В игре принимает участие любое количество детей. Начинают игру 8 чело­век, которые строятся в две шеренги (по 4 игрока в каждой) у противоположных стен, лицом друг к другу и берутся за руки. На строки 1—2 дети качают сцепленными руками вперед — назад (по два качания на строку). На строки, 3—4 поднимают руки и, не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5—6, продолжая ходьбу, образуют круг (одна шеренга поворачивается вправо, другая влево). На строки 7—10 игроки движутся по кругу, не опуская рук. Остальные участники, взявшись за руки, бегут под музыку или звуки бубна через круг цепочкой. С последним словом стихотворения «ворота» закрываются (дети опускают руки). Тот, кто оказался внутри круга, становится вместе с детьми, образующими «ворота».

 

 

 

№17

Рассматривание кактусов

Цель: Уточнить известные детям способы ухода за комнатными растениями  (как поливать, снимать пыль тряпочкой, опрыскивать),  познакомить с новым способом уборки пыли – очищать пыль влажной кисточкой. Подводить детей к пониманию того, что разным растениям нужно разное количество влаги.

Х/слово:

Загадки: «Ах, не трогайте меня, берегитесь как огня»

«Низок да колюч, его не сорвешь, всю руку обдерешь»

(кактус)

Игра м/п:  «Узнай, кто»

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помо щью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания — меняться деталями одежды,                                                                                   нарочито не узнавать игроков.

Игра : «Мы веселые ребята»

Развивать направленный бег, реакцию.

Труд:

Полить растения в уголке природы и протереть кисточками кактусы.

Материал: леечки, тряпочки, кисточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№18

Рассматривание  следов

Цель: Развивать любознательность, интерес к неизвестному.

Учить обращать внимание на свои следы: на какой почве их видно лучше, проводить простые эксперименты и делать выводы.

Обратить  внимание детей на следы, которые остаются на земле после  дождя: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие.  Дети, зная свойства песка  и глины,   объясняют причину. Берем на прогулку три стеклянные банки, и насыпаем в одну  из них песчаную, в другую – глиняную почву, наливаем воду, размешиваем  и смотрим, что будет. Песок скоро осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути  (песок пропускает воду, а глина задерживает). В третью баночку положим огородную землю.  Размешав ее в воде, дети увидят всякие  корешки и ниточки. Это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

Х/слово:

«Стаи птиц улетают прочь, за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется и заплачет спросонья»   К. Бальмонт.

Игра: «Юрта»      (каз. Н . и.) Ставит дом моя семья —

Будет юрта новая.

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Есть кустарник — нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей!

Играющие распределяются на пары (рассчитываются на первые и вторые номера). Все первые номера образуют внутренний круг, вторые — внешний.

На строки 1—2 внутренний круг идет в одну сторону, внешний — в другую. Стоящие во внутреннем круге поднимают сцепленные

руки вверх, образуя ворота. С началом строки 3 дети, составившие внешний круг, проходят в ворота и прыжками продвигаются вперед по направлению к своей паре. Остальные хлопают. На две последние строки, стоящие в кругу, т. Е. первые номера, подают обе руки вторым номерам (своей паре) и начинают кружиться.

 

 

№19

Наблюдение за облаками

Цель: Учить детей обращать внимание на  окружающую природу и изменения в ней. Тренировать зрительное внимание.

Какими облаками покрыто небо: белыми, воздушными или серыми, тяжелыми? Такие облака называются тучами и предвещают они холодный осенний дождь. Часто поздней осенью  такие дожди идут со снегом.  Как движутся облака? Попробуйте представить,  на что похожи облака  и тучи?

Х/слово:  «Перед дождем» Н. Некрасов.

«Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край н ебес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес».

«Туча небо кроет

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит».

Загадка: « Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

Игра:  «Байга»  (каз.н.и)

Игроки парами («конь»  и «наездник») встают на линию старта так, чтобы  не мешать друг другу.  Первый игрок – конь- вытягивает руки назад, второй – наездник-берет его за руки и в таком положении пары бегут до линии финиша.  «Наездник» , первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать платочек, подвешенный  на стойке.  Игра начинается по сигналу.

Игра  М/П:  «Удочка». Тренируем прыжки на двух ногах.

Труд: Собрать мусор на участке. Подмести дорожки.

Материал:  веники, совки, корзины.

 

 

 

 

 

 

 

 

№20

Наблюдение за дождем

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и связанных с этим природными явлениями: дождь,

листопад, сильный холодный  ветер.

Вспомнить каким дождь был летом? Какой характер у него сейчас? Осенние дожди часто имеют затяжной моросящий характер. После дождя земля не просыхает, образуется много луж.

Х/слово:

«Дождь, дождь, целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От воды размокла».

«Дождик, дождик, ты послушай!

Не ходи босой по лужам.

По дорогам ходит Осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь, снегом станешь,

До апреля не растаешь».

Игра:  «Мышка»  (Рус. Н. и)

Играющие сидят на стульях, которые стоят по кругу.  «Мышка» бегает  по кругу вокруг играющих. Все говорят:

«мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три – купи!»

После слов   «Раз, два, три – купи!» , играющие пересаживаются на соседний стульчик,  а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула,  тот –  «мышка»

Труд: Отремонтировать маскарадные маски в театральном уголке, подклеить, подкрасить, привести в порядок.

Материал: клей, картон, цветная бумага,  ножницы.

 

 

 

 

№21

Наблюдение за насекомыми

Цель: Учить  путем наблюдения замечать изменения в природе:

Исчезли насекомые, делать простые выводы.

Куда же исчезли все жучки и муравьи, бабочки и мухи. Рассматриваем кору деревьев, замечаем, что некоторые насекомые спрятались там, а некоторые забились под опавшую листву, в щели. Насекомые приготовились к зимовке , и будут спать до весны.

Х/ слово: «Баю – баю жучок,

Спи, засни до тепла!

Спи, засни до вес ны!»

«Залетела к нам пчела

У оконного стекла.

Кружится, старается,

Улететь пытается,

Да не получается.

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

– Улетай – ка, на свободу!»

Игра: «Веревочка»  (Рус.н.и.)

Для игры необходима длинная веревка, концы которой связывают. Дети становятся в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны  быстро отпустить веревку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за веревку.  Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становиться водящим.

Правила: Веревку обязательно надо держать двумя руками, по ходу игры веревка не должна падать на землю.

Игра м/п: «Зеркало». Учить быстро  повторять движения за ведущим.

Труд: Подмести беседку от листьев.

Материал: веники и ведерки.

 

 

 

№22

Наблюдение за снегом

Цель: Рассказать детям о календаре,  о последнем осеннем месяце – ноябре, о том , что и осенью идет снег,

дуют холодные ветра. Учить замечать состояние природы и анализировать совокупность примет: наступила поздняя осень, скоро зима.

Какие осенние месяцы вы знаете? Как их можно характеризовать? Какой по счету месяц ноябрь? Чем он примечателен?

Х/слово: «Если встанешь на заре –

Крыши в белом серебре.

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится».

«Мокнет крыша, мокнет дом,

Кустик с брошенным гнездом,

Мокнет клумба, мокнет сад,

Мокнут птицы – все подряд,

И проезжий, и прохожий,

И собаки  мокнут тоже.

Мокнет кошка во дворе

И отары  на горе».

(У.Раджаб)

Игра:  « Репка»  (Рус.н.и)

Играющий  цепляется за какой – нибудь  неподвижный  предмет, например пенек, ствол или дерево. А  каждый следующий игрок обхватывает его сзади за талию. Водящий должен выдернуть  «репку» т.е. оттащить игрока от дерева.  Если это удается,  то почти все игроки  вследствие  потери равновесия  падают на землю,  и только самые ловкие могут удержаться на ногах.

Игра М/п: «Найдите и опишите».

Учимся находить предметы по описанию.

Труд: Разметем дорожки от снега.

Материал: Веники.

 

 

 

№23

Наблюдение за солнцем

Цель: Закрепить представление  о значении солнца в природе и в жизни человека. Дать понятие о движении солнца вокруг земли и о смене дня и ночи.

Предложить детям постоять в тени и на солнечном месте, где теплее? Зачем нам солнце и что было бы без него? Обратить внимание на то, как  освещен наш участок утром, днем и вечером.

Отличается ли летнее солнце  от осеннего?  Чем?

Х/слово:

«Если выйдешь поутру –

Галки стынут на ветру.

Разгуляется денек –

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь – на пр ипеке,

Прыгают сороки».

Загадка: «Голубой платок, красный колобок. По платку катается,

Людям улыбается»

Игра:  :  «Солнышко»   (р.н.и)

Текст читается неторопливо, с мягкой интонацией.

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернем!

Дети образуют круг. В центре круга — «солнышко», в руках у него четыре обруча желтого цвета. На строки 1—4 все идут вправо по кругу. «Солнышко» движется влево, раскладывая обручи по полу, ближе к играющим. На строки 5—7 дети, стоящие рядом с обручем, берут его и образуют маленький круг (всего таких кругов-команд четыре). На последнюю строку дети выстраиваются в общий круг, обруч кладут на пол. По сигналу ведущего (звучание бубна) все разбегаются врассыпную, по следующему сигналу каждая команда собирается около своего обруча. Выигрывают те, которые сделали это быстрее.

Труд: Подмести беседку, собрать листья в кучки.

Материал: Веники и грабли.

 

 

№24

Наблюдение за березой

Цель: Учить отличать и называть березу среди других деревьев по  характерным особенностям : цвету ствола, резным листьям, изгибам веточек. Прививать любовь и бережное   отношение к живой природе.

Как можно узнать березку среди многих деревьев? Почему про неё говорят: носит она белый сарафанчик? Как расположены веточки, как они низко наклонены к земле. Какие листочки у березы: сердцевидные, резные.

Х/слово:    

«Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, как были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит,  береза тоже плакала».

Игра: « Золотые ворота»   (Р.Н.И)

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились непростые

Золотые ворота!

Проходите, кто хотите

В золотые ворота!

В игре принимает участие любое количество детей. Начинают игру 8 чело­век, которые строятся в две шеренги (по 4 игрока в каждой) у противоположных стен, лицом друг к другу и берутся за руки. На строки 1—2 дети качают сцепленными руками вперед — назад (по два качания на строку). На строки, 3—4 поднимают руки и, не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5—6, продолжая ходьбу, образуют круг (одна шеренга поворачивается вправо, другая влево). На строки 7—10 игроки движутся по кругу, не опуская рук. Остальные участники, взявшись за руки, бегут под музыку или звуки бубна через круг цепочкой. С последним словом стихотворения «ворота» закрываются (дети опускают руки). Тот, кто оказался внутри круга, становится вместе с детьми, образующими «ворота».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *