Картотека прогулок с использованием народных игр “Зима”


Галеева Светлана Витальевна
Воспитатель первой категории
ГККП Ясли-сад “Сказка”, отдел образования Ерейментауского района, Акмолинская область

№1

Наступила зима

Цель: Закрепить знания детей о зимних месяцах, о характерных особенностях зимнего сезона. Учить называть  приметы зимы, любоваться красотой белого снега.

Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанный  первым снегом кустарник, припорошенные скамейки. Вспомнить с детьми зимние игры и забавы. Все люди любят зиму и радостно ее встречают.

Х/слово:

«Здравствуй, гостья –  зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь по лесам и степям!

Есть раздолье у нас – где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай».

Игра: «Вольный жеребенок»  (марийская нар. И.)

Дети произвольно делятся на две команды и становятся  за линиями, обозначенные чертой лицом друг к другу. Один из играющих по желанию или с согласия своих товарищей бежит к противоположной команде с возгласом: «вольный жеребенок».

Каждый участник  противоположной команды, не сходя с места, протягивает ему  навстречу правую руку. Подбежавший берет  кого – либо из команды соперника за руку и старается перетащить  его в свою команду. Если ему это  удается, он оставляет пленника

в своей команде . Если он сам оказывается за чертой команды-противника, то остается ее пленником.

Игра м/п. «Совушка».  Учимся действовать по сигналу.

Труд: Подмести дорожки, беседку от снега.

Материал: Венички и лопатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

«№2

Наблюдение за снегопадом

Цель: Развивать наблюдательность в повседневном изменении в природе: как узнать, что скоро пойдет снег? Уметь объяснять те или иные признаки в окружающем.

В декабре часты снегопады. Как они образуются? Появляются низкие тучи,  все  вок руг темнеет, и начинает идти снег; кажется , что с неба сплошным потоком летит пух.  Все вокруг  наполнено тишиной и чистотой.  После снегопада  интересно  будет измерить

Глубину  сугробов.  Объяснить  детям, что условной мерой длины установили  метр. Показат ь  и промерить глубину  выпавшего  снега. Она  еще небольшая.

Х/слово:

«Что так ое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это сн ег летит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил».

Игра:   « Репка»  (Рус.н.и)

Играющий , цепляется за какой – нибудь  неподвижный  предмет, например пенек, ствол или дерево. А  каждый следующий игрок обхватывает его сзади за талию. Водящий должен выдернуть  «репку» т.е. оттащить игрока от дерева.  Если это удается,  то почти все игроки  вследствие  потери равновесия  падают на землю,  и только самые ловкие могут удержаться на ногах.

Игра: «Снежки». Учимся бросать снежки в цель.

Труд: Подмести дорожки, беседку от снега.

Материал: Венички и лопатки.

 

 

 

 

 

№3

Рассматривание деревьев  и кустарников

Цель: Познакомить детей с изменениями, происходящими  с  почкой. Упражнять в различии деревьев и кустарников по почкам и веткам  (форма,  величина, расположение по веткам)

Что происходит с почками зимой? Они находятся в состоянии покоя, сна. Почки очень крепко прикреплены к веточкам, а веточки – к дереву.  Чем отличаются деревья от кустарников?

Они тоже находятся в покое до весны.

Х/слово:

Загадка:  «Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки»

(дерево)

«Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам

Он последн юю рубашку  раздарил по лоскуткам»

(лес)

Игра:   «Бабка —  Ёжка»   (РУС .н .и )

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

«Костяная Ножка»

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

— У меня нога болит.

Пошла она на улицу

—Раздавила курицу.

Пошла на базар

— Раздавила самовар.

Бабка  Ежка  скачет  на  одной  ноге  и  старается  кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега, собрать снег в кучи  для последующей постройки горки.

Материал: лопаты .

 

 

 

 

№4

Наблюдение за солнцем

Цель: Учить замечать некоторые видимые изменения в природе: солнце светит короткое время , и день поэтому стал короче. Почему это происходит? Развивать наблюдательность и логическое мышление.

Отметить с детьми высоту солнца. В декабре  солнце редкий гость, погода пасмурная: ведь  декабрь – самый  темный месяц в году. Отметить погоду сегодняшнего дня, а какая погода была вчера, сравнить и отметить изменения.

Х/слово:  «Зима»  Е. Трутнева.

«Спрыгивали легкие снежинки

На пустые нивы, на тропинки,

На высокий берег у реки,

В темные лесные уголки.

И тогда в притихшие дома

Через окна глянула  зима».

Пословицы: «Зимнее солнце, что мачеха: свети да не греет».

«Декабрь год кончает, а зиму начинает».

Игра: « Салки»  (Рус.н.и.)

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила.

  1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега, собрать снег в кучи  для  дальнейшего  изготовления  снежных построек.

Материал: лопаты, ведра, носилки.

№5

Наблюдение за снежинками

Цель: Прививать чувство красоты, учить видеть ее в окружающей природе. Дать знания о том, что снежинка – это замерзшая капелька воды,  превратившаяся в снежную, кружевную .

Рассмотреть снежинку вблизи, все они разные, с неповторяющимся узором. Можно ли словить снежинку ладошкой и рассмотреть ее? А что с ней будет дальше? Почему она тает?

Х/слово:

«Сестренки – снежинки, блестящие спинки,

На полюс летали и сильно устали.

Все с вет ром невольно по свету носились

И были довольны, когда приземлились».

Игра: « Золотые ворота»   (Р.Н.И)

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились непростые,

Золотые ворота!

Проходите, кто хотите

В золотые ворота!

В игре принимает участие любое количество детей. Начинают игру 8 чело­век, которые строятся в две шеренги (по 4 игрока в каждой) у противоположных стен, лицом друг к другу и берутся за руки. На строки 1—2 дети качают сцепленными руками вперед — назад (по два качания на строку). На строки, 3—4 поднимают руки и, не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу. На строки 5—6, продолжая ходьбу, образуют круг (одна шеренга поворачивается вправо, другая влево). На строки 7—10 игроки движутся по кругу, не опуская рук. Остальные участники, взявшись за руки, бегут под музыку или звуки бубна через круг цепочкой. С последним словом стихотворения «ворота» закрываются (дети опускают руки). Тот, кто оказался внутри круга, становится вместе с детьми, образующими «ворота».

Труд: Подмести дорожки, беседку от снега.

 

№6

Экскурсия в парк

Цель: Закрепить представления о том, что растения продолжают находиться в покое, упражнять детей в различии знакомых деревьев и кустарников (по кроне, коре, почкам).Учить узнавать птиц по внешнему виду, издаваемым звукам. Воспитывать бережное отношение к природе.

Во время экскурсии отыскать и рассмотреть следы пребывания птиц и животных, покормить птиц принесенным кормом.

Х/слово:

«На пушистых ветках снежною  каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И  стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне».

Игра: «Подними монету»    (казахская н.и.)

На противоположных сторонах площадки  намечают линии старта и финиша. По площадке  раскладывается большое количество монет(камешков). Игроки  выстраиваются  вдоль линии старта.

По сигналу  джигиты начинают скачки—передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях.   Во время скачек джигиты не останавливаясь,  наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог собрать больше монет.

Игры со снегом: снежки. Учимся ловко бросать снежки в цель.

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега, собрать снег в кучи  для  дальнейшего  изготовления  снежных построек.

Материал: лопаты, ведра, носилки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№7

Наблюдение за птицами.

Цель: Уточнить представление детей об изменениях образа жизни птиц зимой, установить связь между состоянием погоды и образом жизни известных детям птиц.

Какие птицы прилетают на кормушку? В какое время прилетают вороны, воробьи, синицы, снегири? Чем мы кормим птиц? Какие птицы,  какой корм любят?

Х/слово:   Загадки:

«Маленький мальчишка в сером  армячишке

По двору шныряет, крохи собирает»

(воробей)

«Окраской – сер оватая, повадкой – вороватая,

Крикунья  хрипловатая – известная персона. Кто она?»

(ворона)

«Длинный хвост торчком, ни минуты молчком.

Стрекотуха, белобока, а зовут её….»

(сорока)

«Небольшая и пестрая птица

Не боится зимой простудиться.

Угощение наше ей снится –

Прилетает к нам часто….»

(синица)

Игра: «Веревочка»  (Рус.н.и.)

Для игры необходима длинная веревка, концы которой связывают. Дети становятся в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны  быстро отпустить веревку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за веревку.  Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становиться водящим.

Правила: Веревку обязательно надо держать двумя руками, по ходу игры веревка не должна падать на землю.

Труд: подгрести  снег  вокруг корневищ   деревьев – укрыть их от зимних  морозов.

 

 

№8

Рассматривание деревьев

Цель:  Обратить внимание детей на красоту деревьев в зимнем убранстве. Развивать фантазию и пространственное  видение: на что похожи деревья и кустарники?  Приучать детей  высказывать

свои впечатления, сравнивать, подбирать  образные эпитеты.

В  солнечный день приятно посмотреть  на  ярко-голубое небо сквозь кружевные  сплетения веток, освященных  косыми лучами

солнца. Как красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках  пушистые  гирлянды  снега.

Х/слово:  

«Заколдован  невидимкой,

Дремлет  лес  под сказку сна.

Словно  белою косынкой,

Подвязалася  сосна».  С.Есенин.

Игра:  «У дядюшки Трифона»     (русская н.и.)

Играющие  берутся за руки  образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или  приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а  все играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения или  повторяет их  неточно, платит фант. Движения должны быть  забавными.

Игры со снегом: Слепить снежную бабу. Доставить детям  удовольствие.

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега, собрать снег в кучи  для  дальнейшего  изготовления  снежных построек.

Материал: лопаты, ведра, носилки.

 

 

 

 

№9

Наблюдение за погодой

 

Цель: Учить детей планировать  свой день в зависимости от погоды. Развивать наблюдательность  и логику мышления. Воспитывать эстетические чувства при  любовании окружающим зимним пейзажем.

Отмечаем с детьми высоту солнцестояния в полдень, путь солнца.

В декабре солнце редкий гость, погода пасмурная; ведь декабрь самый тёмный месяц в году.  Дети отмечают погоду сегодняшнего дня и отмечают  ее изменения  с  днём вчерашним.

Х/слово:  «Снеговик  ты, Снеговик! С детства к холоду привык!

Ты надел к астрюлю ловко! Из углей твои глаза!

Нос твой – красная морковка, твоя гордость и краса!

Снеговик  ты, Снеговик! С детства к холоду привык!»

Игра: «Гуси-гуси»  (русская  н.и.)

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

—Серый волк под горой, не пускает нас домой, зубы точит,

Съесть нас хочет!

— Ну , летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси»  разбегаются,   «волк»  их ловит.

Игры со снегом:   предложить слепить снеговика

Материал: Природный  бросовый материал.

 

 

 

 

 

 

№10

Прогулка после сильного снегопада

 

Цель: Дать детям знания об осадках, какие бывают осадки зимой. Как они выпадают? Со снегопадом, с пургой, с бураном.

Нужно любить природу в любую погоду.

Вместе с детьми полюбоваться красотой зимнего убранства. Деревья и кустарники покрыты  шапками снега и похожи на заколдованных  животных.

Х/слово:   «Мастерица  Зима»

«Зима спешит, хлопочет:          Зима велела дубу,

Укутала в снега                             Накинуть пышный мех,

Все кочки и пенёчки,                   На ель  надела шубу —

Скамейки и стога.                         Тепло укрыла всех.

Белеют рукавицы                          Надежно и надолго

На веточках берёз.                        В реке скрепила лёд.

Чтоб им не простудиться,           Ходить по речке можно.

Чтоб выдержать мороз.              Иди к нам,  Новый Год!»

Игра:  «Салки»    (русская  н.и.)

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Игры со снегом: «Снежки». Учимся прицельно метать в цель.

Труд: Собрать снег в большую горку для катания.

Материал:  лопаты, скребки.

 

 

 

 

№11

Наблюдение за дорогой и транспортом

Цель: Развивать наблюдательность и внимание на зимней дороге.

Знать об опасностях, ожидающих пешеходов при переходе через дорогу: движение машин и гололед.

По дороге непрерывным потоком идут машины и очень важно, чтобы дороги зимой не заметало снегом.  А что такое гололед? Когда на дороге гололед, это очень опасно для пешеходов и машин.  Дорога покрыта  коркой льда и машины скользят по ней, не могут быстро останавливаться, поэтому может произойти авария. Что нужно делать?  Посыпать дороги песком или солью, тогда лед растает. А где лед доставляет радость, где приносит пользу? (на реке, в холодильнике, на катке, на ледяной горке).

Х/слово: 

«Ах, как весело зимой

Мчаться с горки ледяной!

Оля с Таней обнялись

И несутся вихрем вниз.

Ах, как весело зимой

Мчаться с горки ледяной!

Впереди  большой сугроб,

Головою в снег – и стоп!»

Ю.Островский.

ИГРА: « Пятнашки»  (рус.н.и)

Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
Игры со снегом: снежки. Учимся ловко бросать снежки в цель.

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега, собрать снег в кучи  для  дальнейшего  изготовления  снежных построек.

Материал: лопаты, ведра, носилки.

 

 

 

 

№12

Рассказ воспитателя о свойствах снега

 

Цель:  Учить устанавливать причинно – следственные связи  при наблюдении за природными явлениями. Развивать логическое мышление,  делать  простые  умозаключения.

На наглядном примере дети наблюдают за тем, как снег превращается в воду, если его занести в теплую комнату.  А если воду вынести на мороз, то получится  лед. Какой снег? (холодный, мокрый, колючий, рассыпчатый).  А лед ? (твердый, блестящий, холодный, прозрачный). А еще бывает град, что это?

Х/слово:

«Бусы эти изо льда

Не поносишь никогда.

С неба падают и  тут же,

Образуют бусы лужи»     (град)

Игра: « Ловишки»   (Тотыш уены)    (татарская н.и.)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные,  ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Игра: « Угадай, кто позвал?»

Учить узнавать по голосу своих товарищей, развивать слух и внимание.

Труд: Вылепить снежную бабу для малышей, учить заботиться о  младших, побуждать делать добрые дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

№13

Экскурсия в парк

Цель:  Углубить представление детей о  типичном состоянии природы зимой: снег покрыл всю землю,  он лежит на  ветках деревьев, скамейках, на нем  можно заметить следы людей, птиц, зверей. Деревья, за исключением хвойных, стоят голые, без листьев:  зимой им не хватает тепла и света; насекомые попрятались еще осенью, мало птиц. Упражнять детей в различии знакомых  деревьев  и  кустарников  по форме  кроны, цвету  коры,  почкам.  Обогатить  эстетические представления  детей, учить видеть красот у зимнего убора земли, тишину и покой леса.

Х/слово:   «Зима»        Е.Трутнева

«Спрыгивали легкие снежинки

На пустые нивы, на тропинки,

На высокий берег у реки,

В темные лесные уголки.

И тогда в притихшие дома

Через окна глянула зима».

Игра:   «Горелки»  (русская  н.и.)

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Труд:  Расчистить   дорожки  от снега.

 

 

 

№14

Экскурсия в поле или в парк

 

Цель: Развивать наблюдательность и внимание  в общении с природой. Учить сравнительному анализу (чьи следы остались на снегу, можно ли узнать, куда шел человек, в какую сторону.)

Кого называют следопытом?  Какие следы еще вы видите?

Х/слово:  «Белая шубейка»

«У  осинок кто ходил?

Кто по снегу наследил?

Чует хитрая лисица-

Заяц где-то здесь таится!

А зайчишка – ни гугу!

Перед ней стоит в снегу.

Зайца в беленькой шубейке

Не найти лисе – злодейке».

Игра:   «Ляпка»   (русская  н.и.)

Один из играющих – водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: “На тебе ляпку, отдай ее другому!” Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

Игра:  «Гонки на санках»

Быстрое отталкивание ногами,  сидя на санках.

Труд:  Строительство  снежного вала.

Материал:  лопаты, носилки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№15

Прогулка по свежевыпавшему снегу

 

Цель:  Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Какой снег на ощупь, можно ли из него что – либо слепить, а наши следы хорошо отпечатываются?  А чьи следы еще есть на снегу?

Х/ слово:

«Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу  крестики и точки?»

Загадка:  «Идет, бежит по снегу,  а  следа не видно»

(поземка)

Игра:  «Найди свой след»

Развивать внимательность и сообразительность.

Игра: « Перехв атчики»   (Куышу уены) Татарская н.и.

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома.  Играющие  располагаются в одном  из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

 

Труд:  Строительство  снежного вала.

Материал:  лопаты, носилки.

 

 

 

 

 

 

№16

Рассказ воспитателя о способах приспособляемости

домашних  животных к зимнему периоду

 

Цель: Углубить знания детей о жизни  домашних  животных в холодный период года ( коровы не пасутся  в поле, а стоят  в теплых помещениях, их  кормят сеном; кошки и собаки прячутся в дома). Вместе с детьми сделать вывод : о домашних животных заботится человек, а дикие  животные корм находят себе сами.

Х/слово:  «Воробей»

«Скачет,  скачет  воробей,

Кличет маленьких детей.

Киньте  крошек воробью,

Я вам песенку спою.

Воробей, что ты ждешь,

Хлебных крошек не клюешь?

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки».

Игра «ҰШТЫ – ҰШТЫ»  (казахская  н. и.)

Ведущий произносит название той или иной птицы, прибавляя

«ҰШТЫ – ҰШТЫ»  (т.е. «летит-летит»), и одновременно машет руками. Все играющие повторяют его движения. Один раз, другой, третий…, но ведущий вдруг произносит, к примеру, «баран» Если кто-то, поддавшись на его уловку, опять замахал руками, придется ему нести какое-нибудь шутливое «наказание», например, спеть песню.

Игры со снегом: «Снежки». Учимся прицельно метать в цель.

 

Труд: Собрать снег в большую горку для катания.

Материал:  лопаты, скребки.

 

 

 

 

 

№17

Наблюдение из окна

Цель: Развивать наблюдательность и умение  делать выводы из увиденного. Учить описывать  природные явления (дует сильный ветер, он поднимает пушистый снег, несет его по земле, по крышам. Начинается поземка, но ветер все сильнее и вот уже сквозь снежную пелену ничего не видно. Теперь, это уже  метель.)

Х/слово:

«Ветры, бури, ураганы

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к но чи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею!

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!»

Игра: « Краски»     (русская н. и.)

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

– Кто там?

– Покупатель.

– Зачем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать задание, например: “Скачи на одной ножке по голубой дорожке”.
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Труд: В группе убрать игрушки на полках, постирать и развешать кукольное белье.

Материал: Таз, тряпочки, горячая вода.

 

№18

Рассказ  воспитателя  о  водоемах

 

Цель: Уточнить представления детей о состоянии водоема зимой

( покрыт толстым слоем льда, под ним вода, в ней зимуют рыбы и другие пресноводные). Не замерзают зимой только моря и океаны, потому что вода в них соленая. Рассмотреть с детьми лед,

Установить его свойства: гладкий, прозрачный, твердый.

Х/слово: Загадки:

«Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло» (лед)

«В огне не горит и в воде не тонет» (лед)

Игра: «Кындык-сандык»   (казахская н.и.)

Описание игры: участвующие в игре разбиваются на пары. Встав спиной  друг к другу, два участника игры отводят руки назад за корпус и сцепляются в локтевых суставах. После этого они стараются перетянуть друг друга, каждый наклоняя корпус вперед с тем, чтобы поднять “противника” к себе на спину и продержать его в таком положении на протяжении заранее обусловленного времени.
Затем на победителя выходит другой участник игры и так далее (до тех пор, пока не выявится победивший  всех остальных или оставшийся победителем в последней схватке).

Игра: «Хоккей»

Учить элементам игры в хоккей: прокатывание шайбы клюшкой вокруг кубиков и между ними.

Труд: Очистить лавочки и  дорожки от снега.

Материал: Лопатки и носилки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№19

Рассказ воспитателя о способах приспособляемости

диких   животных к зимнему периоду

Цель: Расширить  и  уточнить представление детей о жизни зверей  зимой ( медведь ложится  в  спячку, а у медведицы  родятся  медвежата; волки держатся  стаей, охотятся на оленей, зайцев и других зверей;  лисы живут и охотятся в одиночку,  питаются мышами, ловят птиц).  Вызвать у детей интерес к жизни диких животных.

Х/ слово:  П. Воронько.

«Ест ь в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый

Просит: «Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Меду, рыбки из пруда».-

«Баю – бай, надо спать, –

Напевает сыну мать.-

Ты уснешь, и сон придет –

Все в корзинке принесет!»

Игра  «Лисички и курочки»  (Тельки хам тавыклар)  (татарская н.и.)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, на противоположном — стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Труд:  Строительство  снежного вала.

Материал:  лопаты, носилки.

 

 

 

№20

Зимние  превращения

Цель:  Углубить знания детей о зиме. Прививать эстетическое  восприятие красоты зимнего леса, парка, сада ( сверкающий снег на верхушках и в ветвях деревьев, образующих фантастические  очертания  животных  и птиц.) Что на что похоже?  Чьи следы на снегу?  А в дупле кто живёт?

Х/ слово: «В  сосне дупло, в дупле  тепло.

А кто  в дупле  живет  в тепле?»   (белочка).

«Всю ночь к нам в дом

Рвалась метель.

В окно и в дверь ломилась.

И все  в стене искала щель,

Потом угомонилась.

Я утром  в детский сад пошла,

И в сенцах возле бака

Увидела – метель спала,

Как белая собака»

Игра:  «Горелки»  (русская  н.и.)

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Труд:  Расчистить   дорожки  от снега.

 

 

 

№21

Беседа с детьми о зимних развлечениях

Цель:  Учить детей  рассказывать о своих  увлечениях, играх.

Развивать  умения описывать свои действия, предметы, игрушки –

то, что нужно для веселых зимних игр.  Воспитывать интерес  к зимним забавам (катание на санках, лыжах, коньках).

Х /слово: «Почему  люблю  я зиму»

«Почему  люблю  я зиму?

Потому что, погл яди,

Как бегут  по льду и  снегу

Санки, лыжи и коньки.

Мы зимою не скучаем,

Хоть и холодно все дни.

Веселиться помогают

Санки, лыжи и коньки.

Только снежною зимою

Нам послушны  и легки,

И зовут гулять с собою

Санки, лыжи и коньки»

Игра:  «Гонки на санках»

Быстрое отталкивание ногами,  сидя на санках.

Игра: «Кот и мышь» (русская  н.и.)

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Труд:  Строительство  снежного вала.

Материал:  лопаты, носилки.

 

 

 

№22

«Наблюдение за  снегопадом»

Цель:  Дать детям знания об осадках, какие бывают осадки зимой. Как они выпадают? Со снегопадом, с пургой, с бураном. А  иногда снег летит тихо, кружась и ложась на землю красивым покрывалом. Какой он (по цвету, по состоянию)?  Воспитывать желание  любоваться красотой  зимнего убранства природы.

Х/слово: «Я и снег»

«Белый,  вкусный  снег идет

Попадает  прямо в рот.

Если очень захочу – снег весь разом проглочу!

И тогда, что будет, братцы?

На санях не покататься,

И в снежки не поиграть.

И на лыжах не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я!»

Игра: «Займи место (Буш урьш)  (татарская  н. и.)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав  «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Труд:  Строительство  снежного вала.

Материал:  лопаты, носилки.

 

№23

Наблюдение за облаками

 

Цель: Учить наблюдать за движением облаков: они не стоят на месте.  Что их движет, может ветер? На что похожи облака? Они

быстро меняют свои очертания, то это кошка, то – перышко. А откуда они плывут? Как образуются? Какого цвета  облака зимой?

Х/слово: Загадка

«Без  крыльев летят,

Без  ног бегут,

Без  паруса  плывут»  (облака, тучи)

«Я в конец себя измучил,

Всё не как не мог понять:

И  откуда эти тучи появляются опять?

Мне помог однажды случай,

Мы ходили по грибы,

У лесной сторожки туча,

выползала из трубы»

Игра: «Горелки»  (русская  н.и.)

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Труд:  Расчистить   дорожки  от снега.

Материал: Венички и лопатки.

 

 

№24

Наблюдение за ветром

Цель:  Углубить знания детей о  зимних явлениях природы: сильный ветер поднимает снег от земли, метет поземка. Что можно сказать про такой ветер? (колючий, холодный, порывистый). Можно ли гулять на улице детям при сильном ветре ( ветер не дает идти, сбивает с ног, трудно дышать)?

Х/слово:

«Хлопнул дверью ветер сильный.

Ветер громкий, ветер зимний.

Деревце в окно стучится,-

Может всякое случится.

На таком ветру ему

Очень  страшно одному.

Как же защитить беднягу,

Ни за что я спать не лягу.

Разве я смогу уснуть

Если ветер будет дуть?»

Игра: «Вольный жеребенок»  (марийская нар. И.)

Дети произвольно делятся на две команды и становятся  за линиями, обозначенные чертой лицом друг к другу. Один из играющих по желанию или с согласия своих товарищей бежит к противоположной команде с возгласом: «вольный жеребенок».

Каждый участник  противоположной команды, не сходя с места, протягивает ему  навстречу правую руку. Подбежавший берет  кого – либо из команды соперника за руку и старается перетащить  его в свою команду. Если ему это  удается, он оставляет пленника

в своей команде . Если он сам оказывается за чертой команды-противника, то остается ее пленником.

Игра м/п. «Совушка».  Учимся действовать по сигналу.

Труд: Подмести дорожки, беседку от снега.

Материал: Венички и лопатки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *