Картотека прогулок с использованием народных игр “Весна”


Галеева Светлана Витальевна
Воспитатель первой категории
ГККП Ясли-сад “Сказка”, отдел образования Ерейментауского района, Акмолинская область

№1

Признаки весны

Цель: Учить по незначительным  изменениям в окружающей природе, замечать и узнавать признаки наступающей весны: ярче светит солнце, в дневное время становиться теплее, снег темнеет на солнце. Закрепить весенние месяцы, их чередование. Развивать наблюдательность, любовь к природе.

Х/слово:

Загадка:

«Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?»          (весна)

 

«Зима недаром злится,            Зима еще хлопочет

Прошла ее пора –                      И на Весну ворчит.

Весна в окно стучится               Та  ей в глаза хохочет

И гонит со двора.                       И пуще лишь шумит…»

Ф.Тютчев

 

Игра: « Кот и мышь» (русская  н.и.)

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Труд: Вылепить снежную бабу для малышей, учить заботиться о  младших, побуждать делать добрые дела.

Материал: для украшения – камешки и веточки.

 

 

 

 

 

№2

Наблюдение за облаками

Цель: Углубить знания детей о   состоянии туч и облаков,  об  их  перемещениях  в  атмосфере. Объяснить  причину движения облаков и изменения  их очертаний.  Учить размышлять, строить свои доводы и делать простые  выводы.  Воспитывать желание во всем разобраться, вникать в суть происходящего.

Зимой дуют силь ные северные ветры, которые несут с севера  холод и снег, а с приходом весны – ветер меняет своё направление и в воздухе чувствуется тепло.

Х/слово:  « Весна»  (Л. Модзалевский)

«Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природ е;
Всё после зимних бурь и бед,
Вздохнуло на свободе.
Бессильно  зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча,
Под солнышком сгорая».

Игра: «Лисички и курочки»  (Тельки хам тавыклар)  (татарская н.и.)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега.

Материал: лопаты, скребки.

 

 

 

 

 

 

№3

Наблюдение за небом

Цель:  Закрепить знания детей о   весенних изменениях  в природе.  Какое небо было зимой? Что изменилось?  Показать детям кучевые  облака, которые так называются  потому, что собираются  в воздушные  кучки.  Развивать любознательность.

Х/слово:  Загадка:

«Уж не солнце   ль  виновато, что висит на небе вата?»     (облако)

«Только что на улице

Встретилась с Весной –

Много всяких дел

У  неё самой:

Нужно все сосульки

С наших крыш убрать,

Птиц принять, что с юга

Будут прилетать,

Да ещё расчистить

Место для травы,

Всех не перечислить

Хлопот у Весны»

Игра:    «Игровая»    (русская н.и.)

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Игра: «Хоккей»

Учить элементам игры в хоккей: прокатывание шайбы клюшкой вокруг кубиков и между ними.

Труд: Очистить лавочки и  дорожки от снега.

Материал: Лопатки и носилки.

 

№4

Наблюдение за ветром

Цель: Продолжаем  наблюдать за изменениями, происходящими в окружающей природе: с наступлением весны изменился ли ветер? Как он дует сейчас? Сильный  или слабый,  холодный, ледяной?  А как можно узнать силу ветра? И  с какой стороны он дует?

Х/слово:

«Ты вертись моя игрушка

Самодельная  вертушка.

Я с тобой бегу по парку

Мне и весело, и жарко».

Загадка: «Летит без крыльев и поет, прохожих задирает

Одним проходу не дает, других он подгоняет» (ветер)

«Текут ручьями снег и лед,

У птиц на север перелет,

Лес пробудился ото сна,

Все  дольше день…

Пришла…»   (весна)

 

Игра:   «Ловишки»  (Тотыш уены) (казахская  н.и.)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные,  ловят всех остальных, только взявшись за руки.

 

Игра  с вертушками:  Развивать бег в разных направлениях.

 

Труд:  Расчистить   дорожки  от снега.

Материал: лопаты, скребки.

 

 

№5

Наблюдение за сосульками

Цель: Путем наблюдения за ростом сосулек, подвести детей к пониманию причины этого роста. Для этого предложить послушать капель, обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Установить зависимость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда сосульки растают, выяснить, почему их не стало.

Х/слово:

«Блестят, переливаясь,

На солнышке сверкают,

И капелькой блестящей,

Слезинкой, тихо тают.

Веселая сосулька,

Морозная конфета,

Но есть её не надо –

Опасно очень это»

 

Игра: «Белый сундук и синий сундук»  ( Ак сандык пен кок сандык. Каз. Н. и.)

Два «батыра» становятся друг к другу спиной и цепляются руками. Затем, по сигналу, преодолевая отчаянное сопротивление противника, стараются все-таки перетянуть его к себе на спину! Да не забыть при этом приговаривать: «Ак, сандык, па?» (т. Е. «Белый сундук?»), или «Кок сандык, па?» (т. Е. «Синий сундук?»).  настоящему батыру, конечно же, удастся это сделать, и он не должен отпускать проигравшего, до тех пор пока тот не признает своего поражения: «Ак сандык, yтты» («Белый сундук победил») или «Кок сандык, утты» («Синий сундук победил»).

 

 

Труд: Рыхление тающего снега и очистка дорожек на участке группы.

Материал: Скребки,  лопатки.

 

 

 

№6

Наблюдение за талым снегом

Цель: Обратить внимание детей на изменившееся состояние снега: он потемнел и осел от тяжести талой воды. На солнечной стороне участка снег почти весь растаял, а в тени еще сохранился, почему? В теплую погоду из-под сугробов появляются ручейки, ночью они замерзают и образуется лед, почему? Развивать наблюдательность и любознательность.

Х/слово:  « Март» (В. Орлов)
То мороз, то лужи голубые,

То метель, то солнечные дни.

На пригорках пятна снеговые,

Прячутся от солнышка в тени.

Над землёй- гусиная цепочка,

На земле —проснулся ручеёк,

И зиме показывает почка

Озорной, зелёный язычок.

 

Игра: «Почта»   (русская  н.и.)

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. Д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для ~них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

 

Труд: Очистка  веранды от остатков снега на участке группы.

Материал: Скребки,  лопатки.

 

 

 

 

№7

Экскурсия к грачевнику

Цель:  Закрепить представление детей о том, что весной  грачи  первыми возвращаются из теплых краев ( они живут стаями, ремонтируют  старые гнезда  или  строят  новые);  уточнить представления детей о внешнем  виде грача, уметь отличать его  от вороны, галки, сороки, различать  крик грачей;  поддерживать у детей радостное настроение от прилета  грачей.

Х/слово: « Грачи прилетели»
«Сколько солнца, сколько света!
Посмотри-ка за окно –
Там гуляет грач по снегу,
Поприветствуем  его!
Первый вестник прилетает
К нам  посланцем от весны
Эта птичка точно знает
Что пришёл конец зимы!
Дружной стайкой, хлопотливо
Бродят птицы во дворе.
Значит,  будет день счастливым,-
Грач сказал, что быть весне!»

Игра: «Птицелов»  (русская н.и.)

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с

завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке. Птички весело поют, Аи! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Труд: Очистка  веранды от остатков снега на участке группы.

Материал: Скребки,  лопатки.

 

 

 

 

№8

Рассказ воспитателя о жизни диких зверей весной

Цель: Дать детям представление об образе жизни зверей весной

(у медведя в берлоге зимой  рождаются медвежата, а весной они выходят из берлоги; питается медведь прошлогодними ягодами, молодыми листьями растений; просыпается ёж ; у зайца и белки

изменяется окраска шерсти).

Х/слово: «  Весело аукнула из лесу весна…»  (Аграчёва.Л)

«Весело аукнула из лесу весна,
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор»

Игра: «ҰШТЫ – ҰШТЫ»  (казахская  н. и.)

Ведущий произносит название той или иной птицы, прибавляя

«ҰШТЫ – ҰШТЫ»  (т.е. «летит-летит»), и одновременно машет руками. Все играющие повторяют его движения. Один раз, другой, третий…, но ведущий вдруг произносит, к примеру, «баран». Если кто-то, поддавшись на его уловку, опять замахал руками, придется ему нести какое-нибудь шутливое «наказание», например, спеть песню.

 

 

 

 

 

№9

Наблюдение за весенними ручьями

Цель: Закреплять знания детей о состоянии снега весной. Что происходит со снегом под воздействием солнечных лучей  и  теплого  ветра? Почему талая вода собирается где – то в лужи,  а

кое – где текут маленькие ручейки?  Откуда и куда бегут ручейки?

Х/слово: «Совершенно непонятно»

«Совершенно непонятно,               Совершенно непонятно,

Почему вода течет                           Почему трава растет

Сверху  вниз,                                    Снизу  вверх,

А не обратно, так,                            А не обратно,  так,

А не наоборот.                                  А не наоборот.

Совершенно непонятно,

Что такое свет и  тень.

В общем есть, о чем подумать,

Если думать вам не лень.»      Р.Сеф

 

Игра: «Перехватчики» (Куышу уены)  (казахская н.и)

На противоположных концах площадки отмечаются  линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них ,в шеренгу.  В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

 

Игра: Пускание бумажных корабликов  в ручейках. Кораблики дети заранее делают сами, совместно с воспитателем.

Труд: Разбросать снег в теневой части площадки.

Материал: лопатки и скребки.

№10

Наблюдение  за насекомыми

Цель: Понаблюдать за пробуждением насекомых от долго  зимнего сна.  Кто уже проснулся: муравьи, жучки, божьи коровки?

Где они находятся: на солнечном  припеке или в тени? Что знают дети о жизни насекомых, учить рассказывать полными ответами.

Х/слово: Загадки:

«Много мастеров срубили избу без углов»     (муравьи)

«Два рога, а не бык. Шесть ног, а без копыт»    (жук)

«Одежду не  шьет, а  ткань всегда  ткет»      (паук)

«На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит  вскачь» (кузнечик)

«Осенью в щель  заберется, а весною – проснется»  (муха)

«Летит, пищит, ножки длинные тащит.

Случай не упустит, сядет и укусит»       (комар)

Игра:  « Жмурки»   (Кузбайлау уены)  (казахская н.и)

Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках . Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

Труд: Собрать мусор на  просохшей части площадки.

      Материал: грабли и веники.

 

 

№11

Наблюдение  за  дождем

Цель:  Закрепить  еще один признак  весны: дождь  с грозой.  Был ли дождь зимой? С  приходом весны идут дожди,  которые наполняют землю влагой, а влага нужна  пробивающейся травке и

будущим цветам.  Весенний дождь ждут деревья, птицы и животные. Человек тоже ждет дождь, чтобы земля освободилась от оставшегося снега и пропиталась водой, ведь это залог хорошего урожая.

Х/слово:  «Салют Весне»  З. Александрова

«Ударил гром двенадцать раз

И замер в  стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки помести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из – за туч

И веселее греть!»

Игра: «Скачет зайчик»   (украинская  н.и)

Скачет зайчик быстроногий,

Скачет зайчик по дороге,

Раз, два, три, четыре, пять —

Как его поймать, как его поймать?

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки: догоняй-ка!

Эй, не зевайте,

Зайку догоняйте.

Играющие образуют круг. По считалке выбирается зайка. Он становится в середине круга. С началом стихотворения дети идут по кругу, а зайка прыгает внутри круга в сторону, противоположную общему движению. На строку 4 все поворачиваются спиной к центру, а зайка в это время слегка дотрагивается до кого-либо из детей. На строку 5 играющие поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из круга. На строки 6—8 зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок, которого осалили, старается его догнать.

 

 

 

 

№12

Наблюдение за травой

Цель:  Учить замечать изменения в природе: первые проталины,

прорастание первой  зеленой травы. Развивать наблюдательность,

умение делать простые  выводы: на  солнечной стороне снег растаял быстрее, земля прогрелась, поэтому появилась травка.

Воспитывать эстетические чувства красоты при наблюдении за природой.

Х/слово: «Апрель»  Я.Аким

«…Долго шла  весна тайко м         Гонит  талые снега

От ветров и стужи,                          С гомоном  и  звоном,

А сегодня – босиком                        Чтобы выстелить  луга

Шлепает по лужам,                          Бархатом  зеленым».

Игра: «Краски»  (русская н. и)

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

– Кто там?

– Покупатель.

– Зачем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: “Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!” Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: “Скачи на одной ножке по голубой дорожке”.
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Труд: Разбросать снег в теневой части площадки.

Материал: лопатки и скребки.

 

 

 

 

№13

Наблюдение за подснежниками

 

Цель:  Через наблюдение за природой прививать детям чувства прекрасного:  появление первых весенних цветов – подснежников.

Рассмотреть цветок, его нежные, резные лепестки, тоненький стебелек.  Цвет его сливается с еще не растаявшим снегом. Почему эти цветы называются подснежниками? Как  нужно относиться к цветам, чтобы не навредить всей природе?

Х/слово: «Подснежник»    Е.Серова

«Выглянул подснежник в полутьме лесной –

Маленький  разведчик, посланный весной;

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные  луга;

Пусть на спящей речке неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик, и весна придет».

Пословица:

«Весна красна цветами, а  осень  –  пирогами»

 

Игра: « Ловишки»   (Тотыш уены)    (татарская н.и.)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные  дети  ловят всех остальных,   только взявшись  за руки.

Игра:  «С кочки на кочку»

Учим   перепрыгивать с места на место  на двух ногах.

Труд: Навести порядок на площадке и в беседке.

Материал: Веники и носилки.

 

 

 

 

 

№14

Наблюдение за птицами

Цель:  Продолжать  наблюдение за природой, за прилетающими на двор  детского сада птицами; каких птиц не видели зимой? Как называются эти птицы (скворцы)?  Как они выглядят, чем отличаются  от других птиц?  А каких птиц мы не увидим с  приходом весны (снегирей, синичек)?  Как люди готовились к прилету скворцов, грачей и других птиц?  Воспитывать бережное  отношение к птицам.

Х/слово:  «Скворцы прилетели»

«Ждет гостей высокий клен –

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена  крыша

Есть крылечко  для певцов…

В синем небе щебет слышен,

К нам летит семья скворцов».

 

Игра: «Филин и пташки»  (русская  н.и)

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал “Филин!” все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Игра: «Скворушка»

Развиваем быстроту реакции, быстрый бег, ориентировку .

Труд: Вывешивание скворечника на участке группы.

Материал: лестница, молоток и гвозди (проволока длякрепления)

№15

Наблюдение за   воробьями

Цель: Учить детей  при наблюдении,  за каким либо природным объектом  видеть его характерные качества.  Вчасности, при наблюдении за воробьями замечать цвет, окраску оперения, способы  передвижения, питания, поведения.  Воспитывать  чуткое  отношение к птицам,  учить  заботится о них.

Х/слово:   «О  чем  поют  воробушки»   В.Берестов

«О  чем  поют  воробушки

В  последний  день зимы?

– Мы выжили!

– Мы  дожили!

– Мы живы!

– Живы  мы!»

Игра: «Коршун»   (РУССКАЯ  Н.И)

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

– Ямку рою.

– На что тебе ямка?

– Копеечку ищу

– На что тебе копеечка?

– Иголочку куплю.

– Зачем тебе иголочка?

– Мешочек сшить. Зачем мешочек?

– Камешки класть.

– Зачем тебе камешки?

– В твоих деток кидать.

– За что?

– Ко мне в огород лазят!

– Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: “Ши, ши, злодей!”
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Труд: Собрать мусор на площадке, протереть лавочки.

Материал: ведерки  и  тряпочки.

 

 

 

№16

Рассматривание  деревьев

Цель: Учить детей  при наблюдении за различными деревьями,

видеть их отличительные  особенности (строение кроны, цвет коры, величину  почек).  В каком состоянии находятся почки  сейчас  и  что с  ними будет совсем скоро? На плодовых деревьях кроме листочков  появятся еще и цветы. Какие деревья  вы знаете?

Х/слово: «Яблонька»      И.Токмакова

«Маленькая  яблонька

У меня в саду.

Белая – пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной».

Игра:  «Бабка Ёжка»  (русская  н.и)

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка,

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит: — У меня нога болит.

Пошла она на улицу  — Раздавила курицу.

Пошла на базар

— Раздавила самовар.

Бабка  Ежка  скачет  на  одной  ноге  и  старается  кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

Игра: «Найди, где спрятано»

Цель: Развиваем ориентировку на местности, логическое мышление, координацию движения.

Труд: Навести порядок на площадке и в беседке: подмести мусор, собрать камешки  и  опавшие  веточки.

Материал: Веники и носилки.

 

 

 

 

№17

Рассматривание одуванчика  и 

мать – и – мачехи

Цель: Дать  понятие о разнообразии луговых  цветов, путем сравнения выяснить особенности строения  одуванчика  и мать -и- мачехи( у одуванчика  стебель гладкий, а у мать – и- мачехи чешуйчатый, листочки у одуванчика гладкие и продолговатые, а у

мать –и – мачехи  шершавые, разные по окраске сверху и снизу).

Цветки мать –и – мачехи чувствительны к перемене погоды: к дождю  закрываются.  Рассказать о лечебных свойствах этих цветов.

Х/слово:  «Одуванчик»             Е.Благинина

«Одуванчик, цветок пушистый,

Я тебя тихонько сорву.

Я сорву  тебя, милый, можно?

И потом отнесу домой.

…Ветер дунул неосторожно –

Облетел  одуванчик  мой.

Посмотрите,  вьюга какая

В  середине жаркого дня!

И летят пушинки, сверкая,

На цветы, на траву, на меня…»

Игра: «Пятнашки  с именем»     (русская  н.и)

Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.  Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов.  Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, мак).

 

Игра:  «Найди по описанию»

Учить находить цветы по описанию.

Труд: Собрать мусор на площадке, протереть лавочки.

Материал: ведерки  и  тряпочки.

 

№18

Наблюдение за дорогой и транспортом

Цель: Развивать наблюдательность и внимание при нахождении рядом с проезжей частью  дороги. Закрепить назначение  транспорта и характерные  различия  грузового, легкового  транспорта  и  машин  специального назначения. Объяснить значение  правил дорожного движения для безопасного движения  машин  и  пешеходов.

Х/слово:  «Наша Родина»      Н.Забила

«Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки  и  поля,

Леса, и степь, и горы.

И  поезд по стране моей

К границе  от границы

Не меньше  чем за десять дней –

И то едва домчится…»

Игра:  «Кындык-сандык»  (казахская  н.и)

Описание игры: участвующие в игре разбиваются на пары. Встав спиной друг к другу, два участника игры отводят руки назад за корпус и сцепляются в локтевых суставах.  После этого они стараются перетянуть друг друга, каждый наклоняя корпус вперед с тем, чтобы поднять “противника” к себе на спину и продержать его в таком положении на протяжении заранее обусловленного времени.
Затем на победителя выходит другой участник игры и так далее (до тех пор пока не выявится победивший , всех остальных или оставшийся победителем в последней схватке).

Игра:  «Шоферы».

Знакомство с правилами дорожного движения,  имитация движения  транспорта в городских условиях.

 

Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

 

 

 

 

№19

Рассматривание  цветущих  деревьев и кустарников

Цель:  Закрепить  отличительные черты деревьев  и  кустарников,

назвать основные (наличие  ствола у дерева  и  отсутствие  его у кустарника);  отметить  сходства (ветки, почки, листья, корни).

Обратить внимание на весеннее цветение  деревьев: яблони, черемухи, груши.  А  так же   кустарников:  сирени, вишни, сливы, акации. Рассмотреть цветки  и соцветия имеющихся на участке растений, отметить их цвет, форму, количество  лепестков  в  цветке, ощутить  нежный  аромат цветов.

Х/слово:  «Черемуха»  Е. Благинина

«- Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь  бела?

– Для праздника весеннего.

Для мая расцвела!»

«Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте.

Ярче, солнышко, сияй.

И земельку согревай!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте все цветки!

Игра: «Матушка – Весна»  (русская  н. и)

Двое детей зелеными ветками или  образуют ворота. Все дети говорят:
Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй!

Ведущий  ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг, выполняются различные  движения за ведущим.
Труд: Вскопать землю  в  цветнике.

Материал: лопатки, грабли.

№20

Наблюдение за дождливой погодой

Цель:  Продолжать закреплять знания детей  о состоянии погоды весной: солнце  греет  жарче, ветер  становится теплее, иногда идут  дожди. Что предшествует дождю? Чем отличаются тучи от облаков? Отметить, что весенний  дождь холодный, неприятный.

Под таким дождем неприятно находится не только людям, но и птицам, которые перед дождем  прячутся под крыши домов.

Х/слово:  «Птицы»  А.Кушнер

«Как там птицы спят в гнезде,

В темноте  и в тесноте?

Их раскачивает ветер

На огромной высоте!

Дверь открыть бы на балкон:

Жалко галок и ворон.

Эй, слетайтесь к нам под крышу

От дождя со всех сторон!»

Игра: «Скакалка»   (белорусская  н.и)

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

«Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,                                                       Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши».

Выигрывает тот, кто продержится дольше всех.  Он становится  водящим.

Игра: « Не оставайся на земле»

Развиваем быстроту реакции, ловкость и сообразительность.

 

Труд: Подмести беседку.

Материал: веники и совки.

 

 

 

 

 

№21

Беседа о Весне

Цель:  Систематизировать знания детей о весне; учить рассказывать о своих наблюдениях полными и содержательными рассказами. Вспомнить стихи о весне, которые читались на занятиях  и прогулках.  Воспитывать желание рассказать о весне, используя все присущие ей эпитеты.

Х/слово:

«Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов,

Вокруг зеленели холмы-

Дарю вам от солнца приветы,

Кусочки тепла и весны».

Пословицы:

Март с водой, апрель с травой, а май — с цветами.

Майский мороз не выдавит слез!

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

 

Игра: « Холодно – горячо»  (русская  н.и)

Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: Холодно».

После того как предмет найден, выбирается новый водящий.

 

Игра: «Перелет  птиц»

Учимся  действовать по сигналу, развиваем бег  по пересеченной

местности.

 

Труд: Собрать песок  в  песочницу.

Материал: ведерки  и лопатки.

 

 

№22

Наблюдение  за  муравейником

Цель:  Дать знания  о  муравейнике, как о жилище насекомых.

В муравейнике живут только муравьи  и  живут они большой семьей, с   распределением  обязанностей между  всеми. Одни муравьи  добывают еду, другие – охраняют муравейник, а остальные  строят его.  Весь день муравьи трудятся. А на ночь прячутся в муравейнике, закрыв все ходы травой и глиной.  Учить детей уважительно относится к маленьким санитарам леса и не разорять муравейники.

Х/слово: «Муравей»         В.Пальчинскайте

«По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей.

В десять раз  себя  огромней,

Раз в пятнадцать тяжелей!

Тащит, тащит  работяга,

Хоть ему и нелегко,

Хоть совсем устал бедняга –

Муравейник далеко…

По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей.

В десять раз  себя  огромней,

Помоги ему скорей!»

Игра: «Жмурки»   (русская  н.и)

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

— Кот, Кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас,

— Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
ловит, кого он поймал — тот становится «жмуркой».

Труд: Изготовить предупреждающий знак «Осторожно! Муравейник!» и установить его возле муравейника.

Материал: стойка, маркеры.

 

№23

Рассматривание березы

 

Цель: Путем сравнения березы  с другими деревьями, выявить только ей присущие черты: белый ствол, изящность тонких веток, резные маленькие листочки  и  желто – зеленые  сережки. Почему березу называют «кудрявой»? Как растут ветки у березы? Почему  говорят, что «береза  плачет»  весной? Рассказать детям о целебных  свойствах  березового сока.

Х/слово: А. Прокофьев.

«Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую».

Игра: «Фанты»      (русская  н.и)

Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Ведущий ведет примерно такой разговор:

– Что продается в булочной?

– Хлеб.

– Какой?

– Мягкий.

– А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

– Всякий.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта

интересные задания.

 

 

 

№24

Прогулка в  парк или степь

 

Цель: Закрепить знания детей о признаках наступления весны,

изменениях,  происходящих  в окружающей природе. Учить наблюдать, делать выводы, выражать свои мысли о прекрасном времени года – весне.  Воспитывать  эстетические чувства, любовь к природе.

Х/слово:

«Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его  расцеловали!»

Игра: « Горелки»    (русская  н.и)

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Труд: Собрать  веточки различных деревьев  для  наблюдения  набухания  почек и появления  листочков в условиях  группы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *