Открытый урок в 5 классе «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах»
Соколова Татьяна Станиславовна учитель русского языка КГУ “Борисовская средняя школа отдела образования Атбасарского района”
Образование высшее, I категория, стаж работы 16 лет
Цели: Обучающая:
– формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить однородные члены в речи; отделять однородные члены на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
– формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование однородных членов в речи;
Развивающая:
– развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
– развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
– развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;
Воспитательная:
– формировать отношение к языку как к основному средству общения;
– формировать интерес к русскому языку;
– формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
– формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент: (Эмоциональный настрой)
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем наш урок. Открыли тетради, записали число, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.
- Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.. Ребята, перед вами стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского. Давайте его прочтем …(слайд № 1)
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
( Михаил Исаковский)
- Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Каким вы себе представили образ ветра? (Весёлым, подвижным, радостным…)
– Кого напоминает ветер? ( Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)
– Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста
И ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)
– Что необычного в этом стихотворении? ( Всё стихотворение состоит из одного предложения)
– Выпишите грамматическую основу этого стихотворения ( Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) На доске напишет Груздева Маша.
– Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? ( 7 сказуемых и одно подлежащее) На какой вопрос отвечают глаголы и какова их грамматическая форма? ( Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа). С какой интонацией они читаются? ( С перечислительной интонацией) Как называются подобные предложения? Однородные члены предложения. – Молодцы, ребята . (схема?)
- Формулирование темы и запись в тетради.
– Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. (слайд № 2) Запишите тему урока в тетради, где мы оставили строчки для темы, но так, чтобы одна строка осталась пока свободной. 5. Целеполагание.
– Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? (слайд № 3)
Что нужно знать? | Что надо уметь? |
Признаки однородных членов предложения |
|
- Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.
– Давайте попытаемся наши знания и умения применить в работе с текстом, который называется «Осень». (слайд № 4) Вы следите, а Буряк Роман прочитает.
Осень.
Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно.
Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.
К. Паустовский.
Работа с текстом.
- Найдите в тексте предложения с однородными членами.
- Определите, какими членами предложения являются однородные члены предложения? ( любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.)
- Какими частями речи они выражаются? ( одной и той же частью речи)
- На какие вопросы они отвечают? ( на один и тот же вопрос)
- К какому члену предложения они относятся (относятся к одному и тому же члену предложения)
- С какой интонацией произносятся? ( с перечислительной) (проверка)
- Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.
– Мы поработали с текстом. Давайте посмотрим, как сказано об этом в параграфе. (пар 22 стр 61, 62)
-Вот, вы с вами назвали все признаки однородных членов. (слайд № 5)
Работа в группах.
– А теперь, полученные знания применим на практике. Я прошу вас выполнить следующее задание. Вам необходимо составить пару: предложение – схема. (слайд № 6)
А) Отцвели, пожелтели травы.
Б) Морозы распушили деревья и кусты.
В) И ели, и сосны стоят зелёными.
– А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, какие соответствия вы нашли? Молодцы, ребята. С заданием вы справились очень хорошо.
- Создание проблемной ситуации.
– Продолжаем работу. Когда вы выполняли это задание, на что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос? А почему так?
Ответить на этот вопрос нам поможет таблица.
- Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.
– Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу «Знаки препинания при однородных членах предложения» и сформулировать правила постановки знаков препинания в предложении с однородными членами, и привести примеры. А для этого вы можете использовать материалы из упражнений на страницах 62 – 63, и записать несколько примеров. ( на партах лежат схемы предложений с однородными членами по одной схеме – каждой группе стр 62 – 63)
Начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: Если однородные члены предложения…… (1гр, 2гр, 3гр, 4гр.)
Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом. ( ещё раз проработать таблицу).
- Создание проблемной ситуации.
Теперь посмотрите внимательно на слова. (Слайд № )
Дуб, береза, дерево, липа
– Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.
– Давайте познакомимся с правилом учебника на стр 63 –(первый абзац) и выясним, как же называются слова, значение которых является общим для других слов. (читает Кенжетаева Сабина)
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы. (Записать на доске – Яковлева Анель)
– Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
– В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова?
– Чего мы пока не знаем? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?) (Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?)
Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь. (слайд №…)
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
– Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.
– Может после обобщающего слова ставится двоеточие?
– Давайте проверим.
- Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.
. Прочтите на стр 63 правило со второго абзаца.
– Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …
Если обобщающее слово стоит после однородных членов – ставится тире.
- Развитие умений – применение нового знания.
Выполнение упражнений (работа в группах) 1 группа – упр 163 1 и 2 предложения; 2 группа – 3, 4; 3 группа – упр 164 – 1 и 2 предложения; 4 – 3 и 4 предложения. (проверка – слайды №….)
-Итак, какой знак препинания нужно поставить, если обобщающее слово стоит перед однородными членами? (двоеточие)
– А если обобщающее слово находится после однородных членов предложения? (тире)
- Подведение итогов.
– Какая была тема урока?
– На какие вопросы мы должны были ответить?
– Мы нашли ответы?
– Чему научились?
– Что вызвало затруднения?
Рефлексия.
Домашнее задание. 1) параграфы 22, 23 2) упр 165.
Метки: Открытый урок в 5 классе «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах»
спасибо