СЕЛА ПРИИШИМЬЯ КАК ПРИМЕР ТОЛЕРАНТНОГО  РАЗВИТИЯ  В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИНЫ


Костылев Сергей Анатольевич, преподаватель общественных  дисциплин

КГКП «Есильский сельскохозяйственный колледж имени Жалела Кизатова»

                                                                                                                    В этой трудной борьбе

                                                                                                                      Сила главная – дружба,

                                                                                                             Что не раз помогла

Взять рубеж нам любой.

                                                                                                                      В мирной битве за Хлеб

                                                                                                                 Нет сильнее оружья.

 С ним надежно вступать

                                                                                                                  В созидательный бой.

И. Шухов

В истории нашей страны есть немало знаменательных  и судьбоносных вех, которые оказывали большое влияние на все стороны жизни граждан.  Мне хотелось бы провести параллель между двумя из них: массовым переселением  на территорию Казахстана в конце 19-го  – начале 20-го веков и освоением целинных и залежных земель  во второй половине 20-го века.

Массовое заселение обширных пространств Казахстана выходцами из Европейской России началось еще в прошлом веке.  Крестьяне стремились сюда, гонимые земельным голодом.  Их манили девственные степи, веками хранившие в себе невиданное плодородие. «Земля здесь плодородна, овощна и скотна» – писал о просторах Северного Казахстана составитель вышедшей в 18 веке «Чертежной книги Сибири» Семен Ремезов.(1,61) М.П. Ключеров, наш земляк, талантливый журналист и краевед полагает , что «именно природные богатства Северного Приишимья сыграли основную роль в привлечении крестьян-переселенцев».  Переселенцы распахивали и засевали целину, сажали овощи, разводили скот и птицу, строили поселки. О масштабах переселения крестьян  на земли Казахстана в тот период говорят следующие цифры: к 1912 году на новые территории переселились более 183 тысяч человек.

Толерантность – это терпимость к чужим мнениям и верованиям, снисходительное отношение. Но толерантность не столько пассивное признание самоценности другой культуры, это наивысшая степень уважения  и взаимосогласия, когда горизонты культур  взаимодействуют, изменяя участников диалога и способствуя их духовному росту.  Толерантность – категория философская, социальная, этическая, психологическая. Она выражает сущность духовной атмосферы в обществе, где живут и трудятся различные этносы и социальные слои, чувствуя свою ментальную родственность и национальную самобытность.

Таким образом возникло большое количество сел в Приишимье. Среди них можно назвать некоторые, расположенные на территории Есильского района: Явленка, Покровка, Петровка. История возникновения и развития этих сел – составная часть истории Северного Казахстана.  В августе 1878 года в Петропавловский уезд прибыли российские переселенцы численностью в 272 человека. Они пожелали поселиться в урочищах Кресты и Груздяная  Дубрава  (вблизи нынешних сел Петровка и Покровка Есильского бывшего Ленинского района). Весной 1879 года переселенцы арендовали урочище Мусино (на месте современной Явленки).(2,50) В первый же год  переселенцы распахали пашню,  начали строительство жилых и хозяйственных построек, развели скот. Вот как описывает урочище Мусино  посетивший его в 1884 году акмолинский губернатор Ливенцов: «Прибыв на урочище, я  обнаружил поселение, раскинув­шееся на 2-3 версты с намеченными широкими улицами и значительными пространствами для усадеб. Постройка спеш­ная, дома низкие, до половины врытые в землю, много земля­нок, киргизских зимовок. Всюду видна кипящая деятельность  крестьян по приготовлению поделочного материала и заготовлению строевого леса. В темных помещени­ях копошатся по нескольку семей с кучами ребят и домашним скотом. Во всех этих сооружениях помещаются 77 семейств – 242 души».

«Господин губернатор встретил на площади 400-500 кресть­ян, а с другой стороны – киргиз, обитающих в урочище. Доверенные крестьян – Пахомов, Елисеев, Меньшиков и Черепашков в присутствии крестьян дали пояснения, что они стро­или дома с согласия киргизов, получающих плату за арендован­ную землю» – так описывает чиновник походной канцелярии губернатора его встречу с жителями рожденной, но не крещеной деревеньки.(3, 29)

Губернатор возбудил ходатайство об образовании поселения в урочище  Мусино с условием его изъятия с прилегающими угодьями из пользования Джалгариных. Он же предложил назвать первое в уезде крестьянское поселение Явленным.

Легализация одного поселка не могла устроить всех пересе­ленцев, обитавших вокруг указанных урочищ, но вселила надежду на возможность организации новых поселков.  В течение 1884 – 1888 гг.  ведется интенсив­ная переписка  представителей поселенцев  с уездной, областной администрация­ми,  Министерством внутренних дел.  И уже в  1891 г. в урочищах утверж­даются селения Покровское на 174 семьи и Петровское – 158 семей.

Вместе с поселением  Явленным эти села составили первую русскую волость уезда. В 1892 г. Явленная волость насчитывала 4079 человек, полевая запашка, занятая под зерновыми, составила 1600 десятин, что превысило посев казачьих хозяйств Петропавловского уезда.

Под влиянием новоселов оседало на земле кочевое и полукочевое казахское население.  Русские и украинцы обучали местное население земледелию  и те становились заправскими хлебопашцами. В свою очередь казахи обучали новоселов  особенностям проживания  в непростых степных условиях, скотоводству,  местным традициям и обычаям.  Происходило слияние культур, их взаимообогащение и переплетение.

Наше поколение с трудом представляет себе, какие огромные трудности выпали на долю этих переселенцев. Они вынесли все: и продолжавшиеся месяцами путешествия, и жизнь в сырых землянках. и голод, и холод, и эксплуатацию  царских чиновников. Но как бы не было тяжело, земледелие в наших краях все же развивалось, хотя бы в наиболее обжитых местах. Но, миллионы и миллионы гектаров земли  оставались неосвоенными.

Весь исторический ход данных событий и развития нашей страны  как бы подготавливал почву для  дальнейшего  освоения  необжитых земель.

Этот процесс начал активно развиваться с 1954 года, после сентябрьского (1953 г.) и февральско – мартовского (1954 г.) Пленумов ЦК КПСС. Трудности послевоенного восстановления сельского хозяйства должны были преодолены  за счет освоения целинных и залежных земель на территории Северного Казахстана. Это была попытка совершить прорыв в решении продовольственного вопроса за счет введения в хозяйственный  оборот  новых земель.

Первый отряд целинников прибыл в Северо-Казахстанскую область 2 марта 1954 г. из Алма-Аты, в составе его было 74 комсомольца, за ним 4 марта 1954 г. – отряд добровольцев из г. Москвы. Многие из приехавших не имели специальности, поэтому их разместили в общежитиях города Петропавловска и направили на курсы механизаторов сельского хозяйства.

Организация новых совхозов требовала значительных мате­риальных затрат на строительство жилья, хозяйственных поме­щений, школ, больниц, столовых, магазинов. Строительство шло за счет государственных дотаций, было отпущено на строительство новых совхозов свыше 53 млн. рублей.(2,279)  Осенью 1954 г. в новых совхозах было собрано 234 стандартных дома. Кроме того, при строительстве новых совхозов использовались местные материалы: саман, камышитовые щиты, в качестве временного жилья строились землянки.

Наша страна еще не имела в то время возможности выделить огромные средства, чтобы широким фронтом идти на освоение казахской и сибирской целины. Это было в те годы, когда основные средства шли на индустриали­зацию страны, на строительство металлургических, трак­торных, автомобильных, станкостроительных заводов. Це­лина осваивалась постепенно.

К 1953 году посевные площади в степях Казахстана расширились по сравнению с дореволюционным временем в три раза. Соответственно увеличилось и производство зерна и других продуктов сельского хозяйства. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что было сделано в этих бескрайних степях за 1954—1956 годы, которые на­всегда вошли в историю нашей страны как годы поко­рения целинных и залежных земель.

Нелегким делом оказалось освоение огромных про­сторов. Ведь надо было в суровом краю не только подни­мать целину и сеять хлеб, но заново строить и жилье, и школы, и больницы, и клубы, и мастерские. Трудности усугублялись тем, что среди приехавших на покорение целины было много горожан, не имевших ни опыта, ни знания сельского хозяйства. Этих людей надо было уже в ходе самой работы обучать новому для них сложному делу.

Первые энтузиасты-целинники высоко оценили тот факт, что партия заранее предупредила их о предстоящих трудностях и лишениях. Да, собственно, те, кто направ­лялся на целину, и не мечтали найти здесь дворцы, комфорт. Горячо отозвавшись на призыв партии, они ехали сюда поднимать новые земли, строить поселки, давать стране хлеб.

Вместе с новичками прибывал сюда народ бывалый, такой, из рук которого ничего не выпадет: ни мастерок, ни плуг, ни топор, ни резец. Именно эти бывалые, знаю­щие дело люди и задавали тон на целине, были главной силой, вели за собой всех.

Тысячи и тысячи страстных советских патриотов-ро­мантиков слетались в казахстанские степи, оставив до­машний уют в Москве и Ленинграде, в Киеве и Минске, на Дону и Кубани. Комсомольцы с честью выполнили слово, данное Центральному Комитету партии при отъ­езде из Москвы в феврале 1954 года: «Мы ясно видим перед собой великую цель и мы будем настойчиво и само­отверженно бороться за ее осуществление. Мы торжест­венно обещаем — со всем жаром наших комсомольских сердец взяться за новое великое дело, которое поручают нам Коммунистическая партия и Советское правитель­ство».

За два года  в Северный Казахстан прибыло около 650 тысяч новоселов.  На территории нашего Есильского района был  с нуля создан лишь один целинный совхоз – это «Амангельдинский» в 1955 году.  Но грандиозные преобразования  коснулись все сельскохозяйственные предприятия района: они укрупнялись,  становились специализированными.

Уже при первой встрече новоселов с казахстанской целиной стало ясно, что здесь выстоят только сильные ду­хом: стояли тридцатипятиградусные морозы, степь тонула в снежных метелях, трещали скованные льдом степные реки.

Палатки, раскинувшиеся вокруг разметочного кольника, были первыми штрихами будущего поселка. Ма­шины-вездеходы и тракторы шли по бездорожью. На ред­ких станциях и полустанках до хрипоты кричали совхоз­ные экспедиторы: каждому хотелось получить лишний матрац, одеяло, кровать, фуфайку. И затем, погрузив все это, взятое «с бою», удачливый добытчик ехал за триста километров утеплять своих орлов.

День ото дня увереннее чувствовали себя новоселы, повседневно ощущавшие заботу партии и всего народа. Прибавилось оптимизма, когда на смену палаткам еще по заснеженной степи пришли вагончики, а вскоре при­шла очередь разгружать с машин первые щитосборные дома.

Одновременно подходили колонны новеньких волго­градских, харьковских, алтайских и челябинских тракто­ров, ростовских, красноярских и таганрогских комбайнов, горьковских, минских и московских автомобилей. Вся эта богатейшая техника поступала на вооружение покорите­лей целины. Приходили вагоны с отборными семенами пшеницы. И все это укрепляло веру в то, что приехали сюда не шутки шутить, а делать большое, государствен­ной важности дело.

Крупные социально-экономические изменения произо­шли в районах освоенных земель. Ранее пустовавшие сте­пи покрылись лесами новостроек. Выросли бесчисленные поселки с жилыми кварталами, школами, больницами, клубами.  Создание сотен крупнейших совхозов в корне изменило классовый состав населения: если в 1952 году общая численность рабочих и служащих в на­родном хозяйстве пяти областей Северного Казахстана не достигала и четырехсот тысяч человек, то к 1967 году их уже было без малого полтора миллиона. Немногим мень­ше половины работает на сельскохозяйственных предпри­ятиях.

Посланцы крупнейших промышленных и культурных центров страны принесли с собой в степные поселки вы­сокую культуру труда и быта. О многом говорят уже сами названия    совхозов — «Московский», «Ленинградский», «Киевский», «Пермский», «Казанский», «Волгоградский», «Калининский», «Владимирский», «Ижевский», «Львов­ский», «Днепропетровский» и др.  Высокую организованность и дисциплину привезли с собой на целину основатели сов­хозов — бывшие воины. Это они основали совхозы «Погра­ничник», «Кантемировец», «Тихоокеанский», «Красно­флотский», «Нахимовский», «Суворовский» и много дру­гих.

В многотысячную армию сельскохозяйственных рабо­чих органически влились вместе со своими колхозами ты­сячи и десятки тысяч вчерашних колхозников – местных жителей, которые изъявили желание с организацией мощных зерновых сов­хозов перейти туда на постоянную работу, как это было у нас в «Толбухинском», коллектив которого радостно при­нял в свои ряды тружеников сельскохозяйственной арте­ли аула Мортук. С переходом в наш совхоз колхозников-казахов из соседней сельхозартели значительно повысил­ся удельный вес представителей коренной национальнос­ти в нашем коллективе. Многие вчерашние колхозники овладели новыми для них специальностями, сели на трак­торы и комбайны.

Да и в самих колхозах, что остались в целинных рай­онах, резко изменился профессиональный состав за счет значительного повышения удельного веса механизаторов сельского хозяйства — этой центральной фигуры целинно­го земледелия.

Неизмеримо возросла прослойка трудовой интеллиген­ции. Число агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, инженеров и других специалистов сельского хозяйства в северных областях Казахстана увеличилось в несколько раз.

Целину осваивали пред­ставители 102 национальностей  бывшего Советского Союза — русские, украинцы, казахи, белорусы, киргизы, узбеки, латыши, эс­тонцы, литовцы, грузины, армяне, азербайджанцы, немцы и др.  Нет, пожалуй, ни одного хозяйства, в котором не ра­ботали бы представители минимум десяти национально­стей. В совхозах имени Ленинского комсомола Целиноград­ской области и «Целинный» Кустанайской области пред­ставлена 21 национальность, в колхозе имени XVIII лет Казахстана и совхозе «Самарский» Целиноградской облас­ти — 17 национальностей, в совхозе «Ленинский« Северо-Казахстанской области — 15.

Все это говорит  о добром отношении людей разных национальностей друг к другу. До сегодняшнего дня сохраняются  в нашем обществе и взаимно обогащаются  традиции и обычаи  многих   национальностей.  Мы уже не можем представить свою жизнь без празднований Наурыза, Рождества, Курбан Айта  и других знаменательных дат. Они стали поистине всенародными  для каждого жителя нашей страны, независимо от национальной принадлежности. Не редки у нас и семьи, объединяющие представителей нескольких национальностей. О подобных фактах расска­зывает С. Швачко в книге «Целина преображенная, цели­на преображающая» (Целиноград, 1968). Приведем неко­торые из них.

В совхозе имени Джамбула Алексеевского района Це­линоградской области живет семья казаха Сагидуллы Кайназарова. Его жена Елена Ивановна — русская, старший сын Маданиет женат на белоруске Елене Водопьяновой, средний — Салим — на украинке Зое Коваль, дочь Мария замужем за немцем Антоном Цефером. Еще один пример «интернациональной» семьи — механика совхоза «Самар­ский» Атбасарского района той же Целиноградской облас­ти казаха Жолауши Мезимбаева. Жена его — украинка, одна дочь замужем за украинцем, другая — за белорусом, сын женат на русской. Семья очень дружная, живут и работают все вместе. В том же совхозе «Самарский» работает Константин Пепеняце, по национальности румын. Он женат на укра­инке, а сын — на русской.(4)

Это не единичные примеры. Со­шлемся на слова бригадира тракторной бригады совхоза «Самарский» казаха Нурхамита Жакупова: «Каждый третий в бригаде — представитель другой нации. В работе у нас нет казахов, русских, немцев или молдаван. Есть целинники-хлеборобы. Может, у одного опыта больше, у другого поменьше, только и всего. Если надо, тот, который поопытнее, всегда поможет товарищу (газета «Молодой ленинец», Алма-Ата, 13 марта 1964 года).

В историю нашего края навсегда вошли люди разных национальностей: Н.А. Болатбаев, П.С. Шамрай, А.П. Рыбников, П.Я. Филиппенко, В.С. Хмара и др. Мы с уверенностью можем  сказать: процветает родное Приишимье, да и вся наша страна, благодаря межнациональному согласию и созидательному труду наших земляков и их потомков.

Н.А. Назарбаев, как глава полиэтнического государства, провозгласил единство нации высшей ценностью и незыблемым принципом Республики Казахстан. Внутриполитическая стабильность – главное условие прогресса любого государства. Независимому Казахстану почти два десятилетия и его достижения  во всех сферах общества на пути к процветанию – плоды успешной национальной политики Президента и Правительства.

Сегодня  перед государством, перед народом стоят задачи огромной сложности. Это задачи по выходу из мирового кризиса, дальнейшему процветанию нашей страны и вхождению в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.  «Поэтому при решении такой судьбоносной политической цели… нет иного пути, как общественное согласие», – заявил Президент Н.А. Назарбаев. «…мы преодолеем все трудности и сделаем наш Казахстан сильным, процветающим и уважаемым государством! »(5)

 

 

Список использованной литературы:

1 Ф.Т. Моргун Думы о целине

2 Страницы летописи родного края. Северо-Казахстанская область.

3 Материалы по переселенческому хозяйству в Степной и Тургайской областях, Т.4. СПб., 1907, С.29,33.

4 С. Швачко  Целина преображенная, целина преображающая. Целиноград, 1968

5 Послание Президента народу «Через кризис – к обновлению и развитию» от 06. 03. 09

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *