Открытый урок в 5 классе «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах»


Соколова Татьяна Станиславовна учитель русского языка КГУ “Борисовская средняя школа отдела образования Атбасарского района”
Образование высшее, I категория, стаж работы 16 лет

Скачать презентацию к уроку

Цели: Обучающая:

– формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить однородные члены в речи; отделять однородные члены на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

– формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование однородных членов в речи;

Развивающая:

– развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

– развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

– развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;

Воспитательная:

– формировать отношение к языку как к основному средству общения;

– формировать интерес к русскому языку;

– формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

– формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

Тип урока:  усвоение новых знаний.                                                                                                                                    

Ход урока

  1. Организационный момент: (Эмоциональный настрой)

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем наш урок. Открыли тетради, записали число, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

  1. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала  для  наблюдения.. Ребята, перед вами стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского. Давайте его прочтем …(слайд № 1)

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

                                                                                   ( Михаил Исаковский)

  1. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Каким вы себе представили  образ ветра?  (Весёлым, подвижным, радостным…)

– Кого напоминает ветер?  ( Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)

– Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста

И ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)

– Что необычного в этом стихотворении? ( Всё стихотворение состоит из одного предложения)

Выпишите грамматическую основу этого стихотворения ( Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) На доске напишет Груздева Маша.

– Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? ( 7 сказуемых и одно подлежащее) На какой вопрос отвечают глаголы и какова их грамматическая форма?                                    ( Что сделал? Прошедшего времени,  мужского рода, единственного числа).  С какой интонацией  они читаются? ( С перечислительной интонацией) Как называются подобные предложения? Однородные члены предложения.  – Молодцы, ребята .        (схема?)

  1. Формулирование темы и запись в тетради.

– Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. (слайд № 2)   Запишите тему урока  в тетради, где мы оставили  строчки для темы, но так, чтобы одна строка осталась пока свободной.                                              5. Целеполагание.

– Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? (слайд № 3)

Что нужно знать? Что надо уметь?
Признаки однородных членов предложения
  1. Находить  в тексте однородные члены предложения
  2. Правильно расставить знаки препинания
  3.  Употреблять их в  своей речи
  1. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

– Давайте попытаемся наши знания и умения применить в работе с текстом, который называется «Осень». (слайд № 4)  Вы следите, а Буряк Роман прочитает.

Осень.

                 Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно.

                  Начался листопад. Листья падали днём и  ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. На дорожках сада  лежали жёлтые и красные листья.

                                                                                                                              К. Паустовский.

Работа с текстом.

  1. Найдите в тексте предложения с однородными членами.
  2. Определите, какими членами предложения являются однородные члены предложения? ( любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.)
  3. Какими  частями речи они выражаются? ( одной и той же частью речи)
  4. На какие вопросы  они отвечают? ( на один и тот же вопрос)
  5. К какому члену предложения они относятся  (относятся к одному и тому же члену предложения)
  6. С какой интонацией  произносятся? ( с перечислительной) (проверка)
  1. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

–  Мы поработали с текстом.  Давайте посмотрим, как сказано об этом в параграфе. (пар 22 стр 61, 62)

-Вот, вы с вами назвали все признаки однородных членов. (слайд № 5)

Работа в группах.

– А теперь, полученные знания применим на практике. Я прошу вас выполнить следующее задание. Вам необходимо составить пару: предложение – схема. (слайд № 6)

А) Отцвели, пожелтели травы.

Б) Морозы распушили деревья и кусты.

В) И ели, и сосны стоят зелёными.

– А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, какие соответствия вы нашли?  Молодцы, ребята. С заданием  вы  справились очень хорошо.

  1. Создание проблемной ситуации.

– Продолжаем работу. Когда вы выполняли это задание,  на что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос? А почему так?

Ответить на этот вопрос нам поможет таблица.

  1. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

– Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу «Знаки препинания при однородных членах предложения» и сформулировать правила постановки знаков препинания в  предложении с однородными членами, и привести примеры. А для этого вы можете использовать материалы из упражнений на страницах 62 – 63, и записать  несколько примеров.  ( на партах лежат схемы  предложений с однородными членами по одной схеме  – каждой группе стр 62 – 63)

Начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: Если однородные члены предложения……               (1гр, 2гр, 3гр, 4гр.)

Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом.  ( ещё раз проработать таблицу).

  1. Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова. (Слайд №    )

Дуб, береза, дерево, липа

– Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

– Давайте познакомимся с правилом учебника на стр 63 –(первый абзац) и выясним, как же называются слова, значение которых является общим для других слов. (читает Кенжетаева Сабина)

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы. (Записать на доске – Яковлева Анель)

– Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

– В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова?

–  Чего мы пока не знаем? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?) (Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?)

Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь. (слайд №…)

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

– Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.

– Может после обобщающего слова ставится двоеточие?

– Давайте проверим.

  1. Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.

. Прочтите на стр 63 правило со второго абзаца.

 – Итак, что мы узнали? После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Графически обобщающее слово обозначается …

Если обобщающее слово стоит после однородных членов – ставится тире.

  1. Развитие умений – применение нового знания.

Выполнение упражнений (работа в группах) 1 группа – упр 163 1 и 2 предложения; 2 группа – 3, 4; 3 группа – упр 164 – 1 и 2 предложения; 4  – 3 и 4 предложения.  (проверка – слайды №….)

-Итак, какой знак препинания нужно поставить, если обобщающее слово стоит перед однородными членами? (двоеточие)

– А если обобщающее слово находится после однородных членов предложения? (тире)

  1. Подведение итогов.

– Какая была тема урока?

– На какие вопросы мы должны были ответить?

– Мы нашли ответы?

– Чему научились?

– Что вызвало затруднения?

Рефлексия.

Домашнее задание. 1) параграфы 22, 23 2) упр 165.

Метки:

One Reply to “Открытый урок в 5 классе «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах»”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *